Министр юстиции, видный государственный деятель и большой поэт родился в Симбирской губернии, в помещичьей семье. Звали его Иван Иванович Дмитриев. Краткая биография повествует о довольно тяжёлом начале жизненного и творческого пути. Состояние его родителей было расстроено Пугачёвским бунтом, поэтому в четырнадцать лет Иван стал рядовым Семёновского полка.
Детство
Рос мальчик в деревне под Сызранью, немного учился в Казани и Симбирске, где жил в пансионах, но обучение сына семья не потянула, и Иван вернулся в деревню, где доучивался самостоятельно. Например, освоил французский язык, только читая и переводя всяческие романы, бывшие в родительской библиотеке. Иван Иванович Дмитриев, краткая биография которого не сможет вместить и части достоинств подрастающего поэта, был человеком очень целеустремлённым.
В особенности полюбились ему басни Лафонтена, которые он переводил не только подстрочно, но и оформлял художественно, с рифмами. Настолько увлекли его басни, что он пробовал сочинять их сам. В 1774 году Ивана затребовали на службу в Семёновский полк, куда он был записан два года назад, и он выехал в Петербург.
Сослуживцам очень полюбился весёлый, но очень дисциплинированный юноша, прекрасный рассказчик, да ещё и поэт. Самые длинные истории он умел рассказать содержательно, но в то же время очень кратко. Иван Иванович Дмитриев, краткая биография которого известна даже школьникам, вряд ли должным образом оценивается нашими современниками, потому что как раз в это время современный русский язык вырастал из того, что мы теперь называем архаикой.
Ученичество и начало творческого пути
В 1783 году в Петербург вернулся Н. М. Карамзин. Иван Иванович познакомился с литератором, перед которым почти благоговел, они довольно часто встречались, беседовали о прочитанных книгах, посещали вместе театр, обдумывали издание своего журнала. Через некоторое время Карамзин действительно основал «Московский журнал», там и публиковались стихи Дмитриева.
Дмитриева Ивана Ивановича (1760-1837) краткая биография свидетельствует, что он был учеником Н. М. Карамзина. Судя по сочинениям, он был во многом и его последователем. В 1777 году началась его поэтическая дорога, когда "Санкт-Петербургские учёные ведомости" опубликовали первое его стихотворение. Однако сам поэт вовсе не считал это началом: всё, что он написал до 1791 года, обзывал пустым рифмованием.
Литературная известность
Зато песней "Стонет сизый голубочек" он снискал такую популярность в 1792 году, что не к лицу стало скромничать. Также и сатирическая сказка "Модная жена" тоже весьма широко обсуждалась в литературных кругах. Дмитриев стал признанным мастером чувствительного стиха, всевозможной альбомной поэзии - эпиграмм, мадригалов, просто надписей. Также он писал сатиры и басни, которые с удовольствием слушала и декламировала российская публика.
Видео: АудиоКниги
Нашим современникам стоит напомнить, что, хотя и использовал Дмитриев старый державинский слог восемнадцатого века, но привнёс в русскую литературу много своего и абсолютно нового, например, поэтический диалог, иронию, элементы быта (неприемлемые ранее в "высоком штиле"), и вообще не чурался полноты жизни, что тоже не было свойственно поэзии того времени. Но язык, да, старомоден, с аллегориями, которые нужно неторопливо разгадывать, с чувственной закрытостью, хотя при всём при этом слог был отточен и блестящ.
Фольклорные изыскания
Как было сказано выше, до всего привык доходить своим умом Иван Иванович Дмитриев. Краткая биография говорит нам о том, что есть только одна школа, в которой он провёл всю жизнь, и школа эта - народное творчество. С самого детства влекла его русская песня, он даже пробовал сам составлять сборники. Изучал тексты, запоминал их особенности, композицию, строй, лексику.
Вероятно, это и помогло Дмитриеву написать песни, которые запели в каждой гостиной: "Сизый голубочек", "Тише, ласточка...", "Ах, когда б я прежде знала...". Все они очень похожи на подражания старинным песням. Литературный вариант их был выполнен новеллически, то есть повествовательно, со смягчённым драматизмом, в стихии тихого, мягкого чувства, слегка окрашенного грустью. Это современникам ещё и потому пришлось по душе, что из стихов Дмитриева исчезли грубоватость и резкость русских народных выражений. На его тексты охотно и почти сразу же написали музыку такие известные композиторы, как Верстовский, Дубянский, Жучковский.
Первый сборник песен
Иван Иванович Дмитриев, краткая биография которого повествует о присущем ему добром и мягком юморе, издал свой сборник в 1796 году и назвал его "И мои безделки" вслед за изданием сборника Карамзина "Мои безделки". Так красиво, как бы в шутку, он подчеркнул, что до сих пор считает себя учеником великого мастера.
Видео: 2000545 Аудиокнига. Маяковский Владимир Владимирович. «Баня»
"Карманный песенник" этот был разбит на три части: первый раздел - авторские песни, оригинальные (Г. Р. Державин, В. В. Капнист, М. М. Херасков, И. И. Дмитриев, И. Ф. Богданович и другие)- второй раздел - подражания народному вкусу- третий - чисто простонародные песни.
Этим соединением народной, литературно обработанной и чисто литературной песни в одном сосуде и отмечена биография Дмитриева Ивана Ивановича. Краткое содержание песен, принадлежащих перу автора - составителя этого сборника, можно передать так: в них подчёркнута неиссякаемость родников народного песенного творчества. Они звучат как продолжение песенного богатства России: сюжеты, лексика, образы его песен долго будут нужны нам как свидетельство переломного времени, уходящего языка.
Сентиментализм
На переломе веков в Россию пришло новое литературное направление - сентиментализм. Классицизм постепенно сдавал позиции и в Европе, литература, музыка, живопись того времени передавали разочарование в тесной городской жизни и цивилизации вообще. А наш поэт был гораздо ближе к природной естественности, о чём неоднократно упоминает биография Дмитриева Ивана Ивановича.
Краткое содержание сентиментализма: чувство, а не разум следует воспевать, чистое и незамутнённое. Вот и российские литераторы повернулись лицом к природе, а Карамзин и Дмитриев, пристально следившие за всеми европейскими переменами, успели возглавить это новое направление. Правда, быстро разочаровались в нём и отошли.
От песен - к одам
Подражания народным песням принесли поэту популярность, но по-настоящему не удовлетворяли его, жанр был слишком несамостоятельным, да и грусть-тоска, присущая народной песне, не была свойственна этому жизнерадостному человеку.
Дмитриев был человеком весёлым, но без малейшей разнузданности, целомудренным и по-крестьянски трудолюбивым. Об этом и свидетельствует такого высоконравственного человека, как Иван Иванович Дмитриев, краткая биография. Творчество говорит само за себя, хотя иногда и вводит читателя в заблуждение. Например, когда он читает стихи Дмитриева о наслаждениях, вине и бурном времяпрепровождении, это не про автора. Это дань моде того времени. В авторе богемность и не "ночевала".
Тогда же Дмитриев пристрастился к одам, создав абсолютно другой её тип, совсем не похожий на ломоносовский, которому все до сих пор и подражали. В одах Дмитриева исчезают штампы, но остаётся высокий пафос. Таковы оды "К Волге", "Ермак", "Освобождение Москвы". Стихотворная речь становится более естественной, появляется тонкий лиризм, именно здесь прорастёт со временем зёрнышко будущих элегий, а может, и всего русского романтизма.
Баснописец и сказочник
Дмитриев - поэт весьма многосторонний. Полюбив Лафонтена с детства, он тем не менее "пересоздал" классическую басню, с ним появился образцовый тип именно русской басни, где вместо обыкновенного морализма звучит авторская позиция с его личной точки зрения. От природы остроумный, в этом жанре он обогатил шуточную игру изысканной тонкостью. Такой басней, например, является "Пчела, Шмель и я". Баснописец Иван Иванович Дмитриев, краткая биография которого тоже об этом упоминает, сумел стать новатором во всех жанрах, за которые брался.
И сказки Дмитриева без сказочности, какие же это сказки? Это очень остроумные стихотворные новеллы, взятые из его современности. "Сказка", "Картина", "Модная жена" - все они написаны именно так. Поэт назвал эти сочинения сказками потому, что никого не хотел обидеть ими, прикрыл сатиру, дабы смягчить, переименовав её в сказку.
Послесловие
Рассказы Дмитриева были использованы многими другими поэтами и писателями. Так, например, А. С. Пушкин изобразил именно Ивана Ивановича в своей "Капитанской дочке". Образ Гринёва словно вырос из личности поэта, сызмальства записанного в полк. Дмитриев же рассказал великому поэту и о казни Пугачёва, которую видел сам. И даже "дядя самых честных правил" - тоже Дмитриевский, и у него была дочь приёмная, а также и воспитанница. В большой дружбе был Дмитриев и с Василием Львовичем - дядей Александра Сергеевича.
О Дмитриеве как реформаторе писал В. Г. Белинский, считая его установителем языка наряду с Карамзиным, только Карамзин сделал это в прозе, а Дмитриев начал дело пушкинское в стихах. Жуковский писал, что русский поэтический вкус установил Дмитриев Иван Иванович. Краткая биография для детей об этом тоже рассказывает. Судьба его была счастливой, служебные дела шли превосходно, причём повышения происходили без малейшего толчка с его стороны. Правда, к счастливой судьбе прилагались порядочность, честность, благородство, справедливость, трудолюбие и постоянные поиски новых путей.