Казаки-пластуны были одними из лучших разведчиков в Русской армии. Также они устраивали диверсии в стане врага. Пластуны оставили серьезный след в истории русско-турецких войн и войн на Кавказе. Эта разновидность казаков во все времена считалась не просто элитной, но еще и самой эффективной.
Разведчики проходили длительную подготовку, которая давала им огромное количество полезных и уникальных навыков. Пластуны исчезли после разгрома казачества большевиками. Тем не менее память о них пережила XX век. Даже в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны были созданы пластунские части, в которых пытались восстановить уклад легендарных следопытов.
Гроза горцев
В XIX веке в казачьем войске выделилась обособленная прослойка пехоты – казаки-пластуны. Их главная задача носила разведывательный характер. Они должны были предупреждать родные станицы о приближении кавказских горцев. Для этого в пограничных районах подготавливались так называемые места-секреты. Именно в них несли службу пластуны. Казаки из их числа вели наблюдение за кордонной линией. Она представляла собой ряд постов, укреплений, пикетов и батарей.
Больше всего известна Черноморская кордонная линия, где особенно прославили себя пластуны. Казаки возвели укрепления на правом берегу Кубани. Посты тянулись от Черного моря до адыгейской реки Лабы. Кордонная линия была местом постоянных стычек в годы Кавказской войны. В этом конфликте и заявили о себе пластуны.
Казаки защищали Кубанскую область от набегов черкесов, прежде владевших здешними землями. Поначалу горцы делали жизнь колонистов невыносимой. Они сжигали станицы, угоняли скот, уводили в плен мирных жителей и грабили их имущество. Остановить черкесов смогли только пластуны. Казаки этого круга были вооружены тесаками и нарезными штуцерами.
Одежда и оружие
Любопытно, что долгое соседство с горцами сильно повлияло на быт следопытов. В мирные периоды казаки и черкесы торговали. Появлялись смешанные семьи, происходил постепенный обмен традициями. Так пластуны стали носить национальную черкесскую одежду. Популярным в их кругу головным убором была папаха. Казачья одежда включала в себя штаны с лампасами и рубаху с погонами. Ее цвет зависел от принадлежности к конкретному войску.
Распространенными были широкие походные шаровары. Вместо рубах пластуны могли носить бешметы до колен. Их примечательными особенностями были застежки посередине груди, мягкий воротник и свободные рукава. Заменой традиционного капюшона приходился башлык. В разведке пластуны одевались в одежду, неприметную на фоне ландшафта. Всевозможные ухищрения и маскировка позволяли оставаться вне поля зрения противника. Разумеется, существовали и региональные отличия. Например, оренбургское казачье войско в отличие от своих южных товарищей не могло обойтись без зимней походной одежды, которая помогала согреться в холода и вьюги.
Боевой путь пластунов быстро изнашивал их обмундирование. Каждый день они проводили в дебрях и теснинах. Результатом такого образа жизни становились потрепанные и покрытые разноцветными заплатами черкески. Другим распространенным атрибутом долгого похода была порыжелая и вытертая заломленная на затылок папаха. Казачья обувь у разведчиков делалась непримечательной внешне, но крайне практичной в долгой дороге. Часто использовались чувяки. Делали их из кожи кабанов.
Помимо уже упомянутого оружия (тесака, кинжала и штуцера), каждый пластун носил с собой то, что у кубанцев называлось «причиндалами». К ним относились: мешочек для пуль, пороховница, шило и котелок. В дорогу бралось все что могло помочь продержаться в долгом пути и при этом отличалось малым размером и весом. Постепенно у пластунов стали популярными гранаты. Их использовали в самом крайнем случае, если отряд настигал численно превосходящий его противник.
На кубанских рубежах
Полевая служба пластунов длилась 22 года, затем наступал трехлетний период службы в гарнизоне. При отсутствии открытых стычек с горцами они занимались содержанием укреплений: возводили шапсуги, обновляли посты и батареи. Эти сооружения представляли собой четырехугольные редуты со рвом небольшого размера и земляным бруствером. На постах обязательно находилась артиллерия разного калибра. Другой важный атрибут мест службы пластунов – наблюдательная каланча. На вышке круглосуточно находились сторожевые, которые в минуту опасности оповещали товарищей о приближении противника.
История пластунов была тесно связана с рекой Кубанью. Каждый день на ее берегу разъезжали патрули, которые внимательно следили за движениями по ту сторону бурлящего потока. Не в последнюю очередь горцы были опасными противниками в силу неожиданности своих атак. Именно поэтому и была так важна служба, которую несли кубанские казаки-пластуны.
Разведывательные разъезды (в которых обычно было по 2-3 человека) постоянно меняли свои маршруты для того, чтобы не попасть во вражескую засаду. В случае нашествия черкесов авангардные посты оставлялись. Казаки сосредотачивались на основной кордонной линии. Кроме того, к ним на выручку спешили подкрепления из тыла. При самом худшем развитии событий к кордонам стягивались даже те военные, которые уже отслужили 22 полевых года. Чаще всего атакам подвергались отдаленные от моря участки оборонительной линии. Русло Кубани здесь становилось уже, а многочисленные отмели и островки помогали горцам быстрее и удобнее совершать переправу.
Профессиональные навыки
Часто пластуны поджидали непрошенных гостей, лежа в тростнике или болоте. Именно от этой разведывательной привычки и пошло их название. Пластоваться означает ползти. Умение оставаться незаметным было жизненно необходимым для разведчиков. Со временем их фирменный прием отложился в русском языке в виде фразы «ползти по-пластунски». Исследователи истории казачества отмечают, что подобное мастерское прижимание к земле появилось еще у запорожцев. Само же слово, получив нарицательный характер, сохранилось в топонимике. Например, своя станица Пластуновская есть во множестве областей России и Украины.
Сегодня пластуны считаются предшественниками современного отечественного спецназа. Данное сравнение небезосновательно пользуется большой популярностью. У этих казаков были точно такие же функции: разведка, диверсии, глубокие рейды по вражескому тылу. Часто пластунов набирали из охотников, всю жизнь проводивших в лесах. Если научить обращаться с оружием можно было любого казака, то умение сливаться с окружающей средой и становиться незаметным в самый ответственный момент давалось далеко не всем.
Чтобы стать разведчиком, недостаточно было просто научиться ползать по-пластунски. Казаки из особых подразделений умели запоминать каждую тропинку, ориентироваться в дикой незнакомой местности, переправляться вплавь через бурную реку. Они обладали охотничьей смекалкой, способностью выслеживать и обезвреживать цель. Иногда такие погони могли растягиваться на несколько дней, поэтому казачий нож пластуна давался только самым выносливым и способным мужчинам.
Обязанности и привилегии
Впервые в качестве отдельных подразделений пластуны вошли в штатные составы полков в 1842 году. Одна такая команда могла включать от 60 до 90 человек. Сразу после своего появления пластунские отряды стали пользоваться особенным уважением в армии. Их жизнь была крайне опасной даже по казачьим меркам. Из-за этого пластунам полагалось увеличенное жалование. Если кубанцы отправлялись в большой поход, то эти разведчики шли в авангарде, исследуя маршрут, по которому вскоре должно было пройти основное войско.
Самым удобным временем для пластунов всегда оставалась ночь. Их «казачья форма» (в походе ее заменяла бедная горская одежда) была не видна в темноте, а умение сохранять тишину позволяло разведчикам пробираться во вражеские лагеря. Нередко удальцы подслушивали разговоры противников и выведывали их планы. Для армии все эти услуги были бесценными.
Опытные пластуны знали местные обычаи горцев. Они понимали обычаи и нравы своих опасных соседей. Эти знания помогали выжить в плену. Кроме того, пластуны даже могли носить окрашенные бороды и выдавать себя за «своих». Если при этом разведчик знал необходимый язык и разбирался в реалиях жизни противника, он вполне мог проникнуть в стан врага. В кавказских языках и сегодня существует слово «кунак». Так горцы называли своих друзей. Нередко у пластунов были свои кунаки среди черкесов и других соседних туземных народов. Они могли сообщать о настроениях и планах в своих аулах.
Обучение
Хотя бывали случаи, когда пластуны попадали в плен, они считали за правило не отдаваться противнику и в безысходной ситуации погибали на месте сражения. Храбрость этих воинов делала их незаменимыми в самых сложных ситуациях. При осаде противником важных укреплений казачий корпус привлекал пластунов к разблокированию этих позиций. Удальцы могли при численном превосходстве противника оттянуть его на себя и сильно потрепать, пользуясь позиционными преимуществами, которые давала окружающая местность. Например, пластуны часто открывали огонь из леса. Такая внезапная атака из ниоткуда противником, как правило, не просчитывалась и стоила ему больших потерь. Если же начиналась погоня, то казаки умело ускользали из рук преследователей, скрываясь в чащобах и болотах. Кроме того, они умели устраивать эффективные засады, которые еще сильнее косили ряды неприятеля.
Пластуны обучались внутри своей среды, их сообщество всегда оставалось несколько обособленным. Даже когда их статус стал официальным, разведчиков не назначали, а избирали среди «стариков» - самых опытных и уважаемых мастеров своего дела. Именно они и передавали из поколения в поколение важные и уникальные знания пластунов. Зачастую это мастерство становилось семейным делом. Так, к примеру, черноморские пластуны часто набирались из числа охотничьих династий, состоявших из нескольких поколений. Кандидаты проходили серьезный отбор. Особенное внимание уделялось их выносливости и меткости.
Тактика
В пластуны не брали молодых людей с недостаточной физической подготовкой. Эти казаки должны были уметь совершать изматывающие марш-броски в лесистой и горной местности. Их боевой путь проходил через жару, холод и многочисленные неудобства, связанные с походной жизнью. Все это требовало от кандидата недюжинного хладнокровия и уверенности в собственных силах. Терпеливость особенно требовалась в самый ответственный момент при слежке за противником. Наблюдая за неприятелем, разведчики могли часами пролежать в камышах или даже ледяной воде. При этом испустить лишний звук для них означало подставить под угрозу не только собственную, но и товарищескую жизнь. Казачья форма могла потрепаться, промокнуть, испортиться, но выдержка самих казаков должна была выдержать все даже самые неожиданные испытания.
Тактику пластунов сами они называли «волчий рот и лисий хвост». Она строилась согласно характеру местности, задачам и особенностям неприятеля. Но, как правило, действия разведчиков основывались на нескольких непоколебимых принципах: сохранить незаметность, обнаружить противника первыми и мастерски завлечь того в засаду. Рейды пластунов проваливались, если казаки не умели убирать за собой собственные следы. Одновременно с тем ценилось обратное умение. Хорошие разведчики умели выслеживать противника, скрывшегося даже в самом густом лесу.
Крымская война
Как уже говорилось выше, впервые пластуны громко заявили о себе во время Кавказской войны против горцев. В дальнейшем без них не мог обойтись ни один вооруженный конфликт России. Так в Крымской войне приняли участие специализированные пластунские батальоны. Особенно отличились они при обороне Севастополя и в боях в Балаклаве. Пластуны в числе прочих защитников родины несли службу на ставшем легендарном четвертом бастионе. Граф Лев Толстой, также понюхавший пороха в Крымской войне, одним из первых запечатлел этих кубанцев в художественной литературе. Пластуны упоминаются в знаменитых «Севастопольских рассказах» русского классика.
Своих разведчиков на Крымскую войну отправляли не только кубанцы, но и Оренбургское казачье войско, а также другие станы. Разведчики из этого числа проводили особо опасные вылазки в окопы неприятеля. Они со свойственной только им аккуратностью и точностью избавлялись от часовых и постовых перед всеобщими атаками. Кроме того, пластуны осуществляли диверсии и портили вражеские орудия. Именно благодаря этим казакам в русской армии детально знали о передвижениях англичан и французов. Нередко дозоры выясняли местоположение минных ловушек, установленных саперами противника. За подвиги в Крымской войне многие пластуны получили высочайшие индивидуальные награда, а 8-й пластунский батальон стал обладателем собственного Георгиевского знамени.
Снова в бою
В дальнейшем разведывательные части казаков хорошо зарекомендовали себя в вооруженных конфликтах с Османской империей. Пластуны дали о себе знать на Дальнем Востоке, когда их отправили сражаться с японцами в 1904-1905 гг.
Наконец, казаки-следопыты участвовали в Первой мировой войне. Огромный вклад они внесли в успех знаменитого Брусиловского прорыва на Юго-Западном фронте, где служило 22 пластунских батальона. Многие казаки из этих формирований становились георгиевскими кавалерами, а их имена оказывались символами мужества и преданности долгу. Однако именно тогда кубанские удальцы прошли гибельную для себя развилку. Во время Гражданской войны большая их часть поддержала Белое движение. Пластуны сражались с большевиками на Кубани и Дону, участвовали в наступлении на Москву и в боях за Украину. После победы советской власти казаки подверглись колоссальным репрессиям. Многие из них вынужденно эмигрировали, а оставшимся на родине пришлось пережить обработку ЧК. Казачий быт и традиции планомерно уничтожались. Было ликвидировано традиционное станичное хозяйство. Результатом этой политики стало то, что в 20-е гг. казаки как крупная социокультурная группа исчезли. Вместе с ними в прошлом остались и пластуны в классическом смысле этого слова. Они потеряли свои исторические корни и устои, их образ жизни оказался вне закона.
Советская эпоха
Но уже во время Великой Отечественной войны советская власть изменила свою риторику. Она попыталась восстановить пластунские традиции, и для этого даже была создана 9-я пластунская стрелковая дивизия. В качестве привета славному прошлому в ней было введено разделение на сотни и батальоны.
Эта пластунская дивизия была включена в Отдельную Приморскую армию. Первой ее операцией стала оборона Таманского полуострова. Любопытно, что именно в этом регионе есть своя станица Пластуновская. Заново сформированные казачьи части и добровольческие сотни отличались плохим вооружением. Часто наспех собранная кавалерия не имела ничего, кроме худых и хилых колхозных лошадей. В отрядах отсутствовали зенитные орудия, танки и саперы. Все это приводило к большим потерям. По воспоминаниям очевидцев, казаки выпрыгивали из седел на танковую броню. Помимо этого, они делали много другой опасной черновой работы.
Затем казаки приняли участие в Крымской операции. Освобождение полуострова началось с уничтожения арьергардов вермахта в окрестностях Керчи в апреле 1944 года. На протяжении нескольких месяцев казачьи части переживали модернизацию. Они объединялись с кавалерийскими дивизиями и танковыми частями Красной армии. В результате возникали конно-механизированные группы. Лошади использовались для быстрого передвижения, в то время как в бою казаки выступали в качестве пехоты. В современной России феномен пластунов подвергся переоценке и многочисленным исследованиям. Сегодня по всей стране функционируют казачьи организации, в которых возрождаются забытые военные традиции.