Он сидел в тюрьмах при Сталине и Хрущёве, Брежневе и Горбачёве, Ельцине и Гамсахурдия. Проведя в местах не столь отдалённых почти половину жизни, Джаба Иоселиани стал авторитетным в Грузии криминальным, политическим и научным деятелем. Будучи вором в законе по прозвищу «Дюба», он являлся фактическим правителем страны с 1991 по 1995 год.
Детство и молодость криминального авторитета, первые заключения
Джаба Константинович Иоселиани, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в 1926 году в грузинском городе Хашури. Отец мальчика работал на железной дороге, а мать была учительницей. Детство будущего криминального авторитета прошло в бедности. Рано осиротев, он воспитывался улицей и зарабатывал себе на жизнь кражами. Свой первый срок Иоселиани получил, будучи 16-летним подростком. За воровство с разбоем Молотовский районный суд Тбилиси приговорил его к 5 годам лишения свободы.
В 1948 году парень получил досрочное освобождение. Подавшись в Северную столицу, по поддельному аттестату (среднюю школу к тому времени он так и не окончил) Джаба поступил в Ленинградский университет им. Пушкина на факультет востоковедения. Обладая блестящим интеллектом, он стал одним из лучших студентов. Преподаватели, не устававшие восхвалять умственные способности своего отличника и активиста, были поражены, когда неожиданно узнали, что в свободное от учёбы время он промышляет противоправными поступками. В 1951 году Джаба Константинович был арестован в Ленинграде и получил 1 год тюрьмы за хулиганство.
Начало литературной деятельности
Вскоре после второго срока последовал третий. На этот раз Иоселиани попался на вооружённом нападении с убийством и был отправлен за решётку на 25 лет. Находясь в местах заключения, он, в отличие от своих сокамерников, коротающих время за игрой в карты, занялся писательской деятельностью. Рассказы Джабы были настолько мастерски написаны, что их, несмотря на его нахождение в местах не столь отдалённых, начали публиковать в литературных журналах. Сам Иоселиани Джаба Константинович в шутку называл своё творчество периода заключения «камерной литературой». Судьбой талантливого писателя-зэка заинтересовались видные деятели культуры Грузинской ССР. По их ходатайству в 1965 году Иоселиани был освобождён досрочно.
Жизнь Иоселиани в 60-х — первой половине 80-х годов
Оказавшись на свободе, 38-летний Джаба решил начать новую жизнь. Он получил среднее образование в вечерней школе, после этого поступил в Тбилисский театральный институт, защитил сперва кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию. Став профессором, он работал в театральном институте в качестве преподавателя. Читая лекции студентам, не смог забыть о своём криминальном прошлом Джаба Иоселиани. Вор в законе занимался посредничеством при незаконных поставках грузинских фруктов и овощей на бесчисленные рынки Советского Союза. За свои услуги бывший зэк получал неплохие деньги, которые позволяли ему жить в своё удовольствие. Однако это не мешало ему выражать недовольство той долей, которая ему выпадала за выполняемую им грязную и рискованную работу. По его мнению, это было «не по понятиям», а их криминальный авторитет старался строго придерживаться. Иоселиани был настолько колоритной и харизматичной фигурой, что в начале 70-х годов знаменитый грузинский писатель Нодар Думбадзе сделал его прототипом героя своего романа «Белые флаги» Лимоны Девдариани, за которым закрепилась слава «честного» вора в законе.
Литературное творчество
Совмещая преподавание в театральном институте с криминальной деятельностью, Иоселиани Джаба Константинович находил время для литературной деятельности. Он писал научные статьи, монографии и художественные произведения. Авторству вора в законе принадлежит 6 пьес, которые впоследствии были поставлены на сценах тбилисских театров. Из художественной литературы наибольшую популярность обрели его романы «Поезд №113», «Страна Лимония» и «Три измерения». Написанные живым и ярким языком, они захватывают внимание читателей с первых страниц и не отпускают его до самого финала.
Приход в политику, создание «Мхедриони»
В середине 80-х годов Джаба Иоселиани, фото которого можно увидеть в статье, с восторгом встретил новость о начале перестройки. Бросив преподавательскую деятельность и перестав писать, он начал принимать активное участие в политической жизни Грузии. В 1989 г. он создаёт националистическое военизированное формирование «Мхедриони» («Всадники»). Его члены называли себя преемниками средневековых партизанских отрядов, ведущих борьбу против турецких и персидских завоевателей. Они давали клятву защищать грузинские земли и проживающих на них людей. Члены «Мхедриони» носили свитера, джинсы, пиджаки и солнцезащитные очки, которые не снимались даже в помещении. У каждого «всадника» на шее висел медальон с его именем и группой крови на одной стороне и изображением Георгия Победоносца — на другой.
Организация, созданная Джабой Иоселиани, по существу являлась незаконной преступной группировкой, в составе которой преобладали уголовники, наркоманы и уличные беспризорники. В скором времени члены «Мхедриони» вошли в парламент Грузии. Группировка Джабы Константиновича принимала участие в большинстве вооружённых конфликтов, происходящих на грузинской территории. Но главное достижение «всадников» заключается в том, что они свергли режим Звиада Гамсахурдия и помогли прийти к власти Эдуарду Шеварднадзе.
Попытка захвата власти
В 1990 году в Грузии состоялись многопартийные выборы, на которых коммунисты получили поражение. Верховный Совет республики возглавил Звиад Гамсахурдия, к которому Иоселиани испытывал личную неприязнь. Вор в законе называл его «фашистом» и обвинял в нарушении прав и свобод человека. В начале 1991 г. Джаба Константинович попытался ввести бойцов «Мхедриони» в Тбилиси, за что был схвачен войсками МВД и брошен за решётку.
Весной этого же года Грузия получает статус независимой республики, а Гамсахурдия становится её президентом. За всеми этими событиями следил из тюрьмы Джаба Иоселиани. Вор, привыкший жить по понятиям, в этот период времени был бессилен и не мог помешать своему противнику прийти к власти.
Военный переворот
Политика, проводимая Гамсахурдия, была непродуманной и непоследовательной, из-за чего он быстро потерял поддержку общества. В августе 1991 г. после антиправительственного путча в Москве он по указанию ГКЧП распускает Национальную гвардию, чем совершает непростительную для себя ошибку. Гвардейцы, отказавшись пополнить ряды МВД, объединяются с «Мхедриони» и в декабре 1991 г. совершают государственный переворот, свергнув Гамсахурдия и освободив из тюрьмы Иоселиани. Оказавшись на свободе, Джаба Константинович вместе с командующим гвардейскими войсками Тенгизом Китовани создаёт Военный совет, который впоследствии трансформируется в Государственный совет. Однако новая власть не пользовалась поддержкой у людей, и тогда Иоселиани приглашает на должность председателя созданного Госсовета Эдуарда Шеварднадзе. По мнению криминального авторитета, он был наиболее подходящей кандидатурой для того, чтобы возглавить страну.
Иоселиани в первой половине 90-х
С момента прихода к власти Шеварднадзе и до 1995 г. фактическим правителем Грузии был Джаба Иоселиани. Биография его свидетельствует, что на протяжении всего этого периода он оказывал влияние на политику в стране, опираясь на поддержку созданной им военизированной группировки. Хоть Иоселиани сам привёл к власти Шеварднадзе и помог ему стать президентом, он не был доволен его действиями в качестве главы государства. Напряжённые отношения между политиками привели к тому, что в августе 1995 г. бойцов «Мхедриони» и их лидера обвинили в организации покушения на Эдуарда Шеварднадзе. В результате этого Джаба Константинович был арестован и после длительного судебного процесса приговорён к одиннадцати годам заключения. Созданную им группировку объявили вне закона.
Последние годы
В 2001 г. Эдуард Шеварднадзе неожиданно помиловал своего бывшего соратника. Выйдя на свободу, 75-летний Иоселиани решил снова податься в политику. Он баллотировался в депутаты на проходящих довыборах в грузинский парламент, однако потерпел сокрушительное поражение. Не желая сидеть без дела, Джаба Константинович вернулся к литературной деятельности. Незадолго до смерти он побывал в Москве с презентацией своих книг, переведённых на русский язык. Умер вор в законе 4 марта 2003 года от инсульта. Похоронен в Тбилиси на территории Дидубийского пантеона известных людей Грузии.