Видео: Мемориальная Акция "ГОЛОС ПАМЯТИ". Алексей Петренко
Скудельницы - так в древности называли на Руси братские могилы. Причины для их появления бывали различными: моры, пожары, но чаще всего они возникали после масштабных битв.
Братские захоронения петровских времен
Петр I через день после победной Полтавской битвы приказал вырыть две братские могилы для офицеров и солдат русской армии, принявших смерть за веру, царя и Отечество. Случилось это в 1709 году, 28 июня. Отслужив панихиду, участники траурной церемонии с воинскими почестями предали земле погибших воинов, их было 1 345 человек. Потери шведов оказались куда значительней - 11 тысяч. Крест (по преданию) собственноручно установленный Петром Великим, простоял до 1828 года, венчая обе братские могилы. Текст на нем гласил: «Воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся, лета от воплощения Бога-Слова 1709, июня 27 дня». Затем в 1909 году был построен красивый мемориал. Так была основана современная традиция погребения солдат, павших за Россию.
Видео: Уцелевший. Андрей Соболев
Братские могилы двадцатого века
Армии всех стран, принимавших участие в военных конфликтах, сталкивались с одной и той же проблемой. После крупных сражений победителю предстояло хоронить погибших солдат: и своих, и вражеских. Потери порой достигали многотысячных чисел, и вырыть каждому воину свою могилу часто не представлялось возможным, ведь войскам предстояли новые походы. Шли ли они в наступление либо совершали иной маневр - времени не хватало. В большинстве случаев рылись братские могилы. Так было и во время русско-турецких войн, и позже - в Первую мировую. Но больше всего массовых захоронений появилось во время Великой Отечественной. Солдаты гибли на фронте и умирали в тыловых госпиталях. Тысячами угасали жители блокадного Ленинграда, и местом их упокоения становились городские кладбища. Больше всего людей легло на Пискаревском, где по приблизительным данным братские могилы приняли полмиллиона жителей города. Точных подсчетов никто не вел, не до того было. Так же хоронили и жертв расправ, чинимых оккупантами. Во многих городах и селах десятки тысяч людей были сожжены, повешены, расстреляны. После освобождения вскрывались массовые захоронения, производилось опознание, но в большинстве случаев погибших вновь зарывали в братские могилы.
Вечная память
Скорбные холмы есть во всех городах, по которым прокатилась огненным колесом война, и во многих местах, куда она не дошла, но где работали госпитали. Люди несут к ним цветы, а поэты слагают стихи. Ольга Берггольц писала: «Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем…». Владимир Высоцкий спел: «На братских могилах не ставят крестов…». Так оно и было. И имена остались неизвестными, и отпевать погибших начали совсем недавно. Как это ни парадоксально звучит, обитателям «вечных казенных квартир» с памятниками еще повезло. Многие погибшие лежат в безвестных оврагах и под безымянными высотками с ничего не говорящими современному человеку номерами. По ним ходят и ездят, и никто даже не знает, что был здесь когда-то в 1942 или 1943 году окопчик, в котором рядовой или сержант Красной Армии, чье имя неизвестно, принял свой последний бой. А ведь это чей-то дед или прадед…