Какие имена, какие фамилии всплывают в памяти при упоминании имени легендарного Александра Геннадьевича Зайцева, родившегося 16 июня 1952 г. в Ленинграде! Это и Ирина Роднина, и Станислав Жук, и Татьяна Тарасова! А какие достижения! Двукратный олимпийский чемпион (Инсбрук 1976 г., Лейк-Плесид 1980 г.), шестикратный чемпион мира (1973-1978 гг.), семикратный чемпион Европы (1973-1978, 1980 годы)!
Начало
В те годы, когда начинал заниматься Александр Зайцев, не было крытых катков с искусственным льдом. Зима в Ленинграде, где начинал фигурист, короткая и дождливая. Основная часть тренировок весной и летом проходила в занятиях теннисом и легкой атлетикой. Занятия со Станиславом Жуком начались с непонимания: тренер все время кричал на фигуриста. Александр Зайцев решил, что он не подходит, пока ему не объяснили, что Жук глуховат. Да и увлекаясь работой, он очень много требовал от своих учеников – отточенной техники в первую очередь. Жук присмотрел Зайцева, когда Роднина еще каталась с Улановым. Но тренер постоянно подзывал к себе Александра и все время ему что-то подсказывал. В одиночном катании другие подходы к вращениям: фигурист и прыгает, и вращается в одну сторону, а в парном катании, которым позже занялся Александр Зайцев, требования совсем другие.
Создание новой пары
Как гром среди ясного неба в 1972 году прозвучало указание Станислава Жука, что теперь Ирина Роднина и Александр Зайцев – пара. И закрутилось! Надо было работать с места в карьер: брать и поднимать партнершу, делать все элементы. Невероятные сложные задачи – все и разом. Но Саша был очень одаренным человеком, не говоря уже об упорстве и целеустремленности. Жук дал всего две недели для «притирки»: если получится, то будут работать, нет – будет другая пара. Главное – все выяснить, и, если пара сработается быстро, показать ее руководителям. И шла простая ежедневная тренировка, а на трибунах сидело руководство, которое Александр Зайцев в лицо не знал и потому катался спокойно. Руководство восхитилось и одобрило. Так появилась новая пара.
Видео: Бокс! Сальск Зимовники Boxing! Russia in Volgodonsk
Трудности
Для Ирины все элементы были привычны и отработаны, но Саше первый год дался неимоверно трудно. Целых три часа занимались только скольжением, а потом шаги, передвижения, элементы. После тренировки сводило судорогой ноги. Просыпался зимой, на улице темно, не понимал, утро это или вечер. Подъем был в шесть утра. Поесть негде. Только пельменная открывалась в 7 (за четыре года пельменей он наелся на всю жизнь). К восьми утра шел на разминку, тренировка начиналась в 9. Вставал, шел тренироваться, приходил, падал и спал, а вечером - вторая тренировка. После вечерней тренировки тоже поесть особенно было негде. Только один ресторан на "Соколе" закрывался поздно. Саша заказывал себе то, что осталось.
Ему не было никаких поблажек. Требовалась идеальная техника. Но он был замечательный партнер: Ира только протягивала руку, не оглядываясь, а он уже ее подхватывал и с ним чувствовалась сила. И катание было в стиле Жука – вихревое. Жук выковывал из простого очень способного юноши Фигуриста, чрезвычайно техничного, ибо только техника была истинным критерием для объективных оценок. Артистизм каждый мог понимать по-своему, а техника – видна как на ладони, ее не перетолкуешь как угодно: или она есть, или ее нет. Ею полностью овладел Александр Зайцев, фигурист от Бога.
В паре с Родниной
Неожиданно появившийся у очень любимой всеми Родниной новый высокий, красивый, талантливый партнер сразу завоевал сердца и зрителей, и судей. Их первое общее выступление в Братиславе в 1973 году было просто страшным. Во время катания остановилась музыка. Стало тихо, было только слышно, как коньки резали лед. Фигуристы докатали свою программу как ни в чем не бывало. Зал бешено аплодировал, а судьи все как один поставили высший балл. Потом стало известно, что отключение музыки было специальным, для провала. Так впервые совместно они стали чемпионами.
Женитьба
Они сначала подружились. У Саши было замечательное чувство юмора, которое отмечал даже Жванецкий. А потом дружба переросла в семейную жизнь. Они поженились в 1975 году. У Александра Зайцева (фото представлены в статье) был очень легкий характер и на льду, и в жизни, который спасал и от обид, и от ссор.
В 1979 году Роднина почувствовала недомогание. Оказалась, что это была долгожданная беременность. Радости будущих родителей не было конца. У них родился сын Саша (сейчас он художник, долгое время жил в Америке, а потом вернулся в Москву, в 2008 году у него родилась дочка София). Поэтому в 1979 году пара не выступала. Ирине надо было прийти в себя после родов и заново войти в мир большого спорта с его сумасшедшими нагрузками. Через два (!) месяца она вернулась на лед.
С 1976 года – с Татьяной Тарасовой
На чемпионате мира в 1978 году в Оттаве мир впервые увидел «Калинку-Малинку». А впереди – Олимпиада в Лейк-Плесиде в 1980 г., где победу хотят получить, да что там - в ней просто уверены, американские спортсмены. Ведь Зайцев с Родниной пропустили год из-за рождения ребенка. В прессе и на ТВ шли статья за статьей, выступление за выступлением, где говорилось, что советской паре золото не светит. Его уже «выиграли» американцы. Но на самих соревнованиях американцы вдруг стали падать, а потом партнер вообще сбежал со льда. Полный провал. Наши выступили блестяще.
Это было их лучшее выступление за всю их историю. Зал аплодировал стоя. Зайцев выложился настолько, что едва не потерял сознание, а Ира на пьедестале плакала. Но в 1980 году они перестали выступать вместе, и распалась не только спортивная пара, но и семья. В 1985 году они развелись, но всегда оставались друзьями.
Видео: Тяжелая атлетика в СССР!!! Поединок Тараненко против Курловича.
После ухода из большого спорта
Сначала Александр Зайцев работал в Спорткомитете. Потом начал работу тренера в Москве, в "Динамо". Подобрались талантливые спортсмены разных возрастов. Было очень интересно. Но пришла перестройка. Не стало денег, и, несмотря на спонсорскую помощь, все распалось. Кто-то ушел в шоу, кто-то - в балет, кто-то уехал в Америку. Так не стало в "Динамо" фигурного катания. После ухода учеников пришлось искать работу за рубежом. Он до того устал от фигурного катания, что после ухода из спорта 5 лет не вставал на коньки. Потом работал тренером, но полностью выложившись как фигурист, Александр не мог с тем же пылом отдаться тренерской работе. Он себя полностью реализовал и теперь просто отдавал свой опыт в разных странах и на разных континентах: в Австралии, Италии, Англии, Австрии, Турции, США. Неоднократно приезжал в Америку и работал тренером на катках в Лейк-Эрроухед, в Колорадо-Спрингс, в Детройте. Он тренирует всех - и пенсионеров, и малышей. Чемпионов не готовит. Просто честно зарабатывает себе на хлеб. В Москву тоже заезжает Александр Зайцев. Биография не закончилась. Жизнь с ее радостями и огорчениями продолжается.
Его спортивные награды навсегда останутся в истории спорта, тем более что все они – золотые.