На него покушались трижды. Восстановившись после тяжёлых ранений, Иван Хуторской не отказался от своих убеждений и не стал прятаться, оставаясь лидером радикального направления антифашистского движения молодёжи. Его смерть 16.11.2009 г. от рук неонацистов превратила его имя в легенду. Сегодня он символизирует тех, кто очистил панк-культуру в России от коричневой чумы.
Штрихи к портрету
Он родился в обычной семье 17.02.1983 г. в восточной части столицы. Занимался спортом и достиг неплохих успехов в армрестлинге. Отсюда пошла его кличка – Иван Хуторской Костолом, по которой его хорошо знали в молодёжном движении. Увлекался самбо. Но самая большая страсть его жизни – это панк-рок. С одиннадцати лет он ходил на концерты в «Эстакаду», где выступали первые отечественные коллективы: «Наив», «Дистемпер», «Пурген».
В 90-х у клуба в Пролетарском районе была дурная слава. На панк-тусовках порядки устанавливали бритоголовые молодчики в чёрных футболках и толстовках Lonsdale, выскакивающие на сцену с криками «Зиг хайль». Неонацисты стремились проникнуть в молодёжную субкультуру, и панки казались им лёгкой мишенью.
Из подростка-здоровяка с потешным зелёным ирокезом, стремящимся выделиться из толпы, Хуторской Иван превратился в неформального лидера здоровой части молодёжи, решившей дать отпор фашиствующим молодчикам. Взяв на себя миссию охраны музыкантов и наведения порядка на сцене, он возглавил самую боевую часть фанатов панк-рока, отвечающих насилием на насилие.
Первое покушение
О том, что его путь связан с риском для жизни, стало понятно в начале двухтысячных, когда столкновения антифашистов с ультраправыми стали приводить к реальным человеческим жертвам. Одной из первых стал студент из Санкт-Петербурга Тимур Качарава, растерзанный толпой малолетних неонацистов в 2005-м. В этом же году были зверски избиты музыканты из коллективов «ТушкА» и «Шлюз», возвращающиеся с фестиваля в Дубне. Совершено первое покушение на Костолома.
В это время антифашистские группировки были крайне разрозненными, и Иван Хуторской откликнулся на приглашение «новичков» познакомиться, отправленное через интернет. Это была засада. Его с тремя друзьями окружила толпа в тридцать человек. Ребятам удалось убежать, а мощного Ивана жестоко избили, исполосовав голову опасной бритвой. Чтобы унизить лидера левых радикалов, видео выложили в интернет с лозунгом «Убей антифашиста».
Второе покушение и смерть отца
Для своих и рок-музыкантов Иван стал олицетворением безопасности, а для неонацистов, изгнанных с концертов, – врагом номер один. Им приходилось «огрызаться» на улицах и в подворотнях, встречая разрозненных зрителей панк-концертов. За Костоломом стали целенаправленно следить и спустя полгода напали в подъезде собственного дома. Бейсбольной битой молодому парню разбили лицо, раздробив кости носа. Заточенной отвёрткой нанесли более десяти ударов, изуродовав внешне и повредив шею.
Иван Хуторской еле оправился от травм. Усилием воли он восстановился, но до последних дней его слегка поводило при ходьбе. Отец от пережитого слёг, и вскоре умер от онкологического заболевания. На попечении молодого парня остались мать и сестра. Работая юристом в благотворительном центре «Дети улиц», он полностью их содержал, не отказываясь от продолжения борьбы с неонацистами.
Одержимость
После второго покушения Костолом стал одержимым. Он расстался с девушкой, понимая, что выбрал иной путь. Друзья рассказывают, что в последние годы он был особенно нетерпим к нацистам, преследуя каждого, кто попадался на пути. Стал носить кастет. В зимней драке с ультраправым серьёзно пострадал от ножевого удара. Ранение в живот могло стать смертельным, но врачи вытащили его с того света.
В октябре 2008-го не стало его друга Фёдора Филатова (Федяя), зарезанного возле своего дома. Сегодня известно, что это первое из убийств в цепочке преступлений созданной Тихоновым и Горячевым ультраправой группировки БОРН. Но тогда всем казалось, что эта группа – всего лишь попытка создания имиджа неонацистскому движению в интернете.
Иван Хуторской, фото которого во время проведения турнира памяти Филатова можно увидеть выше, собрал более ста ребят со всей страны, чтобы повысить боеспособность организации. Соревнования по смешанным видам единоборств должны были стать традицией, но спустя месяц на их организатора было совершено очередное покушение.
Убийство
В девятом часу вечера 16 ноября 2009-го молодой человек подошёл к почтовому ящику, чтобы вынуть почту. Сзади раздался выстрел. Стреляли в голову, и жители дома на Хабаровской улице услышали лишь хлопок, не догадываясь о том, какая трагедия разыгралась в их подъезде. Скорой, приехавшей на вызов соседа, обнаружившего тело молодого человека, осталось только констатировать смерть. Весть о том, что Иван Хуторской убит, мгновенно облетела СМИ, и представители антифа-движения срочно обратились в мэрию Москвы с просьбой об организации митинга. Погиб самый авторитетный неформальный лидер субкультуры РАШ – содружества красных и анархистских скинхедов.
Получив отказ, более сотни молодых людей организовали возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата. Для них жизнь двадцатишестилетнего парня – образец служения идеалам справедливости и борьбы за свои убеждения.
Похороны
У семьи не хватило средств, чтобы предать тело Ивана земле. Место на кладбище было приготовлено для престарелой бабушки, поэтому молодого человека кремировали. Во избежание кровопролитных стычек церемонию сопровождали бойцы ОМОНа. Несколько сотен друзей и сторонников проводили в последний путь своего товарища. Иван Хуторской, могила которого находится на Николо-Архангельском кладбище, был одет в стиле скинхеда. При жизни он всегда носил подтяжки, штаны с подворотами и красные ботинки Dr. Martens. Мартенсы положили рядом с телом, считая это принципиальным моментом траурной церемонии.
Когда зазвучала песня «Солидарность» группы Stage Bottles суровые парни не смогли сдержать слёз. Они поклялись найти убийц и рассказать людям об Иване Хуторском, ведь для обывателей и полиции стычки молодёжи – это обычное хулиганство. А для них – борьба за убеждения. Когда-то в Германии на заре фашизма боевые бригады немецкой коммунистической партии тоже боролись с нацистами радикальными методами. Красные скинхеды в России считают себя продолжателями их дела.
Послесловие
В апреле 2015-го состоялся суд над активистами экстремистского сообщества БОРН, совершившими ряд убийств по идеологическим мотивам. На скамье подсудимых оказались Исаев и Баклагин, осуществляющие слежку за Иваном. Сам же исполнитель по фамилии Коршунов предположительно подорвался на связке гранат на Украине. Иван Хуторской стал не единственной жертвой преступников. Им вменялось шесть эпизодов. Среди убитых не только антифашисты, но и судья Чувашов, спортсмен Муслим Абдуллаев. Большинство членов сообщества получили пожизненный срок заключения, Верховный Суд РФ оставил приговор в силе.
Друзья создали фильм, в котором рассказали людям о своём товарище и его убеждениях. Каждый год во многих городах молодёжь устраивает акции в память обо всех жертвах антифашистского движения под лозунгом «Мы помним». Для них это уже не игра – на карту поставлена человеческая жизнь.