Выделяя основные формы бытия, философы всегда задумывались над тем, какое место в онтологии занимает телесное и вещественное, имеет ли оно единую первопричину, и является ли само основой всего существующего. Учения о вечности физического мира дает нам еще древняя Индия и Китай. Поэтому можно сказать о том, что в развитии философии возникли исторические формы материализма. Самая ранняя из них, античная, отождествляла материю с конкретным веществом или его символом, из которого возникают различные тела и предметы, и во что они, погибая, превращаются (вода, «апейрон», воздух, огонь, атомы и пустота…). То есть, как верно подметил Аристотель, философы этого направления полагали, что сущность такого первоначала не изменяется, оно просто предстает перед нами в разных проявлениях.
Хотя подобные идеи были популярны среди деятелей Возрождения, принято считать, что именно XVII столетие стало родиной еще одной формы материализма – механистической. Декарт определяет материю как вид самостоятельного бытия, а ее атрибутом называет протяженность. Ньютон добавляет к свойствам этой субстанции еще непроницаемость, инертность и вес (два последних он объединяет понятием массы). Мыслители эпохи Просвещения определяли материю как все, что постижимо чувствами и ощущениями и даже все, что существует вне сознания человека. Однако связь между разными вещами и феноменами в это время виделась согласно господствовавшей тогда научной картине мира как чисто механическая, словно у огромных сложных часов, где каждое колесико или винтик играет определенную роль.
Одной из немногих попыток объяснить историю человечества и общественные отношения на основе материальных принципов стал марксизм. Огромную роль в этом сыграло учение Фейербаха об объективности материи, а также рационализм классиков немецкой философии. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, основоположники этого течения в истории идей, выдвинули на первое место практику взаимоотношений человека и мира. Они заявили, что основным вопросом философии как таковой является проблема первичности, и признали приоритет материи как первоосновы бытия, в том числе и социального. Так родился диалектический и исторический материализм.
В рамках марксистской концепции ее творцы использовали диалектические принципы Гегеля не только для анализа природы, но политики, экономики и прочих общественных процессов и явлений. Поэтому они по-новому подошли к комплексу вопросов, связанных с жизнью социума. Если предыдущая философия рассматривала в качестве движущих сил общественного развития идеи и теории, то исторический материализм акцентирует внимание на экономической жизни, и, прежде всего, на сфере деятельности, дающей продукты производства. Отношения в этой области, с точки зрения этой теории, определяют все остальные виды связей между коллективами людей, и представляют собой экономический базис социального бытия. А это самое бытие формирует общественное сознание (то есть господствующую мораль, право, идеи и так далее).
Марксу и Энгельсу удалось открыть элементы некоей повторяемости в процессе развития и различных эпох. Из этого они сделали вывод, что не только природа, но и общество двигается вперед по определенным законам. Исторический материализм занимается не только выявлением этих законов, но и выделением отдельных этапов в процессе их действия. Ученые назвали эти этапы общественно-экономическими формациями, в появлении которых играют роль не только и не столько отдельные лица, сколько огромные массы людей. Они также изложили свое видение причин того, как возникает и функционирует государство, социальные группы (классы), как борются и взаимодействуют между собой, показали эволюцию семьи, и так далее.
Исторический материализм по-своему ставит проблему человека. Марксистская философия сводит сущность людей к социальным чертам, к совокупности общественных отношений. Поэтому здесь особую роль играет теоретическое осмысление такого общественного феномена, как отчуждение. Таким термином родоначальники марксизма описали очень сложное явление, когда вследствие разных видов человеческой деятельности сам процесс ее, как и результаты, превращаются в некую внешнюю силу. Она начинает властвовать над людьми, давить на них, заменять им все остальные чувства и отношения. Причиной этого является эксплуатация, а в основе последней лежит частная собственность на средства, которыми осуществляется производство. Поэтому они предложили единственный казавшийся им возможный выход из данной ситуации – смену вида собственности на эти средства – с частной на общественную.