Член Политбюро ЦК КПСС. В Советском Союзе это была высшая ступень партийной власти. Но партия руководила всеми происходящими процессами, значит обладатель поста достиг вершин государственного признания в своей стране. Таким запомнился Федор Давыдович Кулаков – в 70-е годы один из самых молодых и энергичных членов Политбюро Коммунистической партии Советского Союза.
Детство и юность
Курская область, село Фитиж. Здесь 4 февраля 1918 года родился Кулаков Федор Давыдович. Семья была крестьянской. Информация о детстве очень скупая и неполная. Помогал дома по хозяйству, учился в школе. С юных лет познал вкус соленого от пота крестьянского труда и цену буханки грубого, самодельного хлеба. Поэтому, когда наступило время определяться с будущей профессией, без колебаний выбрал труд земледельца.
Учиться Федор отправился в соседний райцентр Рыльск, в 1922 году в нем открылся сельскохозяйственный техникум. Туда и поступил крестьянский парень. Старинный город с его достопримечательностями и другие соблазны не отвлекали молодого человека от главной цели – учебы. Федор Давыдович Кулаков с малолетства привык все делать по-крестьянски основательно. В 20 лет, по окончании учебы в техникуме, был направлен на работу в Тамбовскую область. С этого времени началась трудовая биография человека, которому суждено было подняться к самым вершинам советской партийной иерархии.
Начало трудовой деятельности
В 1938 году в Урицкий свеклосовхоз Тамбовской области приехал молодой специалист Федор Давыдович Кулаков. Вчерашний выпускник сельхозтехникума сразу был назначен помощником руководителя отделения, образованных молодых кадров на селе катастрофически не хватало. Печально известные сталинские чистки проходили не только в среде армейских начальников. Село тоже затронули массовые репрессии, и многие руководители сельского хозяйства были арестованы и получили длительные тюремные сроки. А стране позарез необходимо было продовольствие. Поэтому молодому агроному работать пришлось не покладая рук. Символичное совпадение: в том же 1938 Верховный Совет СССР учредил награду «Герой Социалистического труда». Кулакова удостоили этого звания в 1978 году в честь 60-летия.
В Урицком свеклосовхозе Федор Давыдович работал руководителем отделения, а позднее был переведен в Пензенскую область на должность заведующего отделением, а через некоторое время стал агрономом Земетчинского свеклосовхоза. В это же время вступил в ряды коммунистической партии (1940).
В годы войны
Одновременно с производственной деятельностью молодой агроном занимался комсомольскими и общественными делами. Вскоре началась его профессиональная партийная карьера. В 1941 году в Земетчинском райкоме появился новый секретарь – Кулаков. Федор Давыдович, информация о его назначении быстро облетела комсомольские организации, стал много ездить по району. Его служебные обязанности стали масштабнее: теперь на нем лежала ответственность за работу молодежи на всех предприятиях Земетчинского района.
Начавшаяся война внесла свои коррективы в жизнь молодого руководителя. На фронт его не взяли, нужны были специалисты, способные организовать бесперебойную работу в тылу. Как раз таким человеком показал себя Кулаков. Федор Давыдович, биография которого до этого времени была прочно соединена с сельскохозяйственным производством, после работы в райкоме становится начальником районного земельного отдела. Теперь на его плечи легли заботы о работе всех сельскохозяйственных предприятий района.
И в тылу ковали победу
Стремительное служебное продвижение молодого руководителя свидетельствует о том, что был он человеком дельным и в высшей степени профессиональным. В трудных условиях сумел организовать бесперебойную работу предприятий, продукция которых шла для снабжения Красной армии и оборонных предприятий. К 1944 году Федор Давыдович Кулаков уже успешно возглавлял райисполком и райком партии в Николо-Пестравском районе.
Напряженное военное время смело выдвигало на руководящие посты совсем еще молодых людей. В другое время их судьбы могли сложиться иначе, но победное наступление на фронтах, которыми командовали молодые генералы, должно было поддерживаться бесперебойной работой тыла. И здесь инициатива принадлежала таким же молодым хозяйственникам. В 1944 году, в возрасте 26 лет, Федор Давыдович стал руководителем сельхозотдела Пензенского обкома партии и областного сельскохозяйственного управления. В этой должности Кулаков встретил победу 9 мая 1945 года. Впереди у молодого партийного руководителя была мирная жизнь и новая интересная работа.
Восхождение на вершину
Пензенская область стала тем местом, где сформировался крупный руководитель Федор Кулаков. Государственный деятель и партийный работник, он быстро прошел все ступени длинной карьерной лестницы. Когда в 1950 году ему доверили возглавить Пензенский областной совет народных депутатов, это был уже сформировавшийся руководитель с выверенной позицией и четкими взглядами на организацию государственного управления. Правда, на этой работе Кулаков не задержался. Перспективный руководитель и специалист-практик в области сельского хозяйства был востребован по своей основной специальности. С 1955 Федор Давыдович работает в должности заместителя министра сельского хозяйства, а в 1959-1960 возглавляет министерство хлебопродуктов. Одновременно он восполняет пробелы образования – заочно заканчивает институт сельского хозяйства (1957).
А затем произошло то, что многие биографы Кулакова называют «почетной ссылкой». Федор Давыдович был направлен на партийную работу в Ставрополь. Здесь с 1960 по 1964 год он возглавлял краевой комитет и стал членом ЦК компартии (1961). Возвращение в Москву произошло после отстранения Н. С. Хрущева от руководства страной. Поговаривали, что Кулаков принимал непосредственное участие в подготовке смещения Хрущева с должности.
В ряду высшего руководства
Сельскохозяйственное производство – этому была посвящена его деятельность и биография. Федор Кулаков в Москве снова занимается знакомыми с молодости делами, но уже в масштабе всей страны – руководит сельскохозяйственным отделом в ЦК партии (1964–1976). Спустя год, в 1965 году, становится секретарем ЦК КПСС. Это была высокая должность, которая давала право участвовать в заседаниях Политбюро и иметь на них совещательный голос. В 1971 году Федор Давыдович вошел в состав Политбюро – он достиг вершины партийной и государственной власти.
Кулаков отличался от большинства престарелых партийных руководителей, которые были не знающими практического производства идеологами. Достигнув высокого поста, он старался улучшить сельскохозяйственное производство в Советском Союзе. Вера в коммунистические идеи не препятствовала пониманию того, что в существующих условиях крестьянство не может эффективно развиваться и кормить страну. Он предлагал массово раздавать участки земли горожанам под дачи и ведение собственного хозяйства. Совершенно дикими казались мысли о внедрении фермерства в Советском Союзе, Кулаков предлагал даже освободить фермеров от налогов в первые два года.
Несмотря на высокий пост, за границу его выпускали только в пределах социалистических стран Восточной Европы. Видимо, слишком вольные мысли об устройстве советской деревни внушали некоторое опасение за его благонадежность.
У кремлевской стены
Уход из жизни Федора Давыдовича Кулакова был скоропостижным. Молодой по меркам советской номенклатуры руководитель умер 17 июля 1978 года. Его неожиданная смерть повлекла за собой пересуды и сплетни. Если не считать успешно сделанной ему в 1969 году онкологической операции, Кулаков был здоровым и крепким человеком. Хотя резкая критика сельскохозяйственной отрасли и его самого, которая прозвучала незадолго до рокового дня на одном из партийных пленумов, конечно, не добавила Федору Давыдовичу здоровья.
Официальная версия причины смерти – сердечная недостаточность. Но знавшие Кулакова люди обсуждали и другие возможные версии: от убийства до самоубийства. И аргументы для подтверждения своей точки зрения у них были весомые, ведь Кулаков считался одним из вероятных преемников стареющего Л. И. Брежнева на посту генерального секретаря партии. А он с его точкой зрения на необходимость реальных изменений в хозяйственном секторе экономики мог быть неудобен многим коллегам из высшего советского руководства. В пользу этого говорит тот факт, что целый ряд членов Политбюро не пришел на траурную церемонию. Это был беспрецедентный случай в советской истории.
После кремации прах Ф. Д. Кулакова был захоронен в Кремлевской стене.
Супруга Кулакова, Евдокия Федоровна, после смерти мужа посетила его родину, деревню Фитиж. Здесь на месте старенькой избушки, в которой они обосновались после свадьбы, построила новый дом и часто приезжала в Фитиж на лето. Дом постепенно стал напоминать музей, в который охотно заглядывали сельчане. А неумирающая память – это лучший народный памятник выдающемуся человеку, который и после смерти не был забыт на своей малой родине.