Иммануил Кант – немецкий философ XVIII века, чьи работы произвели переворот в существовавшей тогда теории познания и права, в этике и эстетике, а также в представлениях о человеке. Центральное понятие его философской этической теории – категорический императив.
Видео: оливье шоу 2010-2011. вадим галыгин
Оно раскрыто в его фундаментальном философском труде «Критика практического разума». Кант подвергает критике мораль, которая основана на утилитарных интересах и законах природы, стремлении к личному благополучию и удовольствиям, инстинктах и различных чувствах. Такую мораль он считал ложной, потому что человек, который в совершенстве освоил какое-либо ремесло и благодаря этому процветает, может быть, тем не менее, абсолютно безнравственным.
Кантовский категорический императив (от лат. «imperativus» – повелительный) – это воля, которая желает добра ради самого добра, а не ради чего-то ещё, и имеет цель сама в себе. Кант провозглашает, что человеку следует поступать так, чтобы его поступок мог стать правилом для всего человечества. Только твёрдо осознаваемый моральный долг перед собственной совестью заставляет вести себя нравственно. Этому долгу подчиняются все временные и частные нужды и интересы.
Категорический императив отличается от естественного закона тем, что представляет собой не внешнее, а внутреннее принуждение, «свободное самопринуждение».Если внешний долг – это соблюдение законов государства и подчинение законам природы, то для этического значимо только «внутреннее законодательство».
Этический императив Канта – категорический, бескомпромиссный и абсолютный. Моральному долгу необходимо следовать постоянно, всегда и везде, вне зависимости от обстоятельств. Нравственный закон для Канта не должен быть обусловлен какой-либо внешней целью. Если прежняя прагматичная этика ориентировалась на результат, на выгоду, которую принесёт тот или поступок, то Кант призывает совершенно отрешиться от результата. С другой стороны, философ требует строгого образа мыслей и исключает всякое примирение добра и зла или какие-то промежуточные формы между ними: ни в характерах, ни в поступках не может быть двойственности, граница между добродетелью и пороком должна быть чёткой, определённой, устойчивой. Нравственность у Канта соединяется с идеей божественного, а его категорический императив по смыслу близок к идеалам веры: общество, в котором нравственность господствует над чувственной жизнью, это высшая, с точки зрения религии, стадия развития человечества. Кант придаёт этому идеалу эмпирически наглядные формы. В своих размышлениях об этике, а также о государственном устройстве, он развивает идею «вечного мира», в основу которой положена экономическая нецелесообразность войны и её правовой запрет.
Георг Гегель, немецкий философ XIX века, подверг категорический императив строгой критике, увидев его слабость в том, что фактически он лишён всякого содержания: долг нужно исполнять ради долга, а в чём этот долг заключается, неизвестно. В кантовской системе невозможно как-то конкретизировать и определить его.