В жанре исторического рассказа Юрий Тынянов создал маленький шедевр – рассказ «Подпоручик Киже».Не впервые в литературе обращаются к теме двойника. Об этом писал и Р.Л. Стивенсон, у которого есть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», и Е. Шварц с историей про «Тень». Можно составить длинный список. Но мы сейчас представим повесть «Подпоручик Киже». Краткое содержание по главам позволит познакомиться с абсурдным характером императора Павла I.
Глава первая
Император дремал, сидя у отрытого окна. После обеда ему снился неприятный сон. Вообще-то он скучал. От скуки поймал муху. Кто-то под окном крикнул: «Караул».
Глава вторая
В канцелярии писал приказ молодой писарь. Его предшественник был сослан в Сибирь. Юноша волновался и делал ошибку за ошибкой, вновь переписывая документ. Если он не успеет к сроку, то его арестуют. Когда он дошел до словосочетания «подпоручики же Стивен и т. д.», то зашел офицер. Писарь отложил работу, дописав не полностью слово. Он остановился на «подпоручик» и вытянулся перед ним, а потом сел и написал «подпоручик Киже, Стивен и т. д.», в этом же приказе он допустил еще одну ошибку: поручика Синюхаева записал умершим. До сдачи приказа оставалось десять минут. Молодой человек стал искать чистый лист. И вдруг остановился. Другой приказ, столь же важный, был написан неверно. В распоряжении № 940 было сказано, какие слова можно употреблять, а какие нельзя. Писарь сразу забыл об ошибке в приказе и сел исправлять донесение. Прибывшему от адъютанта вестовому он передал приказ с двумя ошибками с Синюхаевым, которого он записал умершим, и придуманным поручиком Киже. Потом продолжил, дрожа, писать. Так начинается повесть «Подпоручик Киже», краткое содержание которой излагается.
Глава третья
Адъютант в обычное время прибыл к императору с документами. Павел все так же сидел у окна спиной к вошедшему. Он гневался. Весь вчерашний день искали и не сумели найти того, кто кричал под окном «Караул». Это было нарушением раз и навсегда заведенного порядка и означало, что нахулиганить может каждый, кому вздумается, и не будет наказан. Следовало увеличить количество караулов. Вот стриженные кусты, и неизвестно, кто в них прячется. Не взглянув на адъютанта, император протянул руку и стал внимательно читать вложенные в нее документы.
Потом Павел Петрович вновь протянул руку, в которую аккуратно вложили перо. Подписанный лист полетел в подчиненного. Так продолжалось, пока государь не изучил все документы. Вдруг император подскочил к нему, отругал за то, что он не знает службы и подходит сзади, пообещал выбить дух Потемкина и отпустил подчиненного. У него начинался великий гнев.
Глава четвертая и пятая (судьбы Киже и Синюхаева)
У командира Преображенского полка наступило смятение, когда он получил приказ императора с требованием отправить подпоручика Киже в караул. Сколько он не вспоминал, но не мог припомнить, кто такой подпоручик Киже. Просмотрел весь список офицеров. Такой в нем не значился. Командир в смятении помчался к адъютанту, но тот брезгливо сморщился, приказал не доносить императору, а поручика отправить в караул.
Когда захудалый поручик Синюхаев стоял в строю, он с ужасом услышал слова приказа о том, что его следует считать умершим и выбывшим из службы. У Синюхаева все помутилось в голове. Ведь он жив, держит эфес шпаги, он даже посчитал, что по какой-то ошибке он жив. Синюхаев стоял столбом и не шевелился и портил весь вид. На него налетел командир, захотел прикрикнуть, но вспомнил, что Синюхаева нет, и, не зная, что сказать, молча отошел. Продолжаем читать короткое произведение Тынянова «Подпоручик Киже». Пересказ не займет много времени.
Глава шестая – император
Павел Петрович был не просто в гневе, но в великом. Он ходил по комнатам и оглядывал подарки французской королевской четы, уже обезглавленной. К ним он не прикасался. Он повелел уничтожить вещи своей матери, похитительницы его престола, но ее дух все же остался. Но в нем сидел страх. Он не боялся никого по отдельности, но вместе все эти царедворцы, сыновья и темные люди его огромной империи, которых он не представлял, вызывали ужас. И когда гнев кончался и переходил в страх, то начинала работать канцелярия криминальных дел и заплечных дел мастера. И потому его окружение тоже было в страхе.
Глава седьмая и восьмая – несчастный Синюхаев и подпоручик Киже
Поручик Сихюнаев осмотрелся на большой площади, на которой он стоял, припомнил, что он обычно делал и по вечерам, и перед сном, как спокойно и вольно ему жилось, и отчетливо понял, что он умер: ничего у него этого никогда не будет.
А к Павлу Петровичу зашел адъютант и доложил, что выяснили: «Караул» кричал подпоручик Киже. И кричал он по неразумению. Император приказал произвести дознание, бить плетьми и отправить в Сибирь.
Абсурд с подпоручиком – глава девятая
Необходимый расторопному адъютанту виновник страха государя был найден. Его должны теперь отправить юристам, а потом в Сибирь. В полку перед строем стояла лошадь, на которой следовало увезти подпоручика. Командир выкрикнул его имя. Никто не вышел, а полк ушел, посмотрев, как отхлестали пустое место. Только молоденький солдат до ночи не мог этого забыть. Он даже спросил у ветерана о том, что с императором. Помолчав, ветеран сказал, что он подменен.
Глава десятая
Бывший Синюхаев вернулся в казармы. Осмотрел комнату, в которой он жил и которая теперь ему не принадлежала. К вечеру сюда вселился молодой человек. На Синюхаева он даже не смотрел. Этот новый жилец сделал указания денщику и стал ложиться в постель. А Синюхаев, переодевшись в старый мундир, оставил на себе только новые перчатки, так как он слышал, что перчатки означают, что он все-таки поручик, и отправился бродить по ночному Петербургу. Он подремал, присев на землю, и вышел из города. Больше он никогда не возвращался в казармы.
Такую бессмысленную жизнь при императоре Павле показывает Юрий Тынянов.
Глава одиннадцатая
Весть о том, что найден человек, кричавший «Караул», произвела впечатление на женскую часть дворца. Одна из юных фрейлин упала в обморок. Это к ней должен был зайти приятный молодой человек, а она прижалась носом к окну, изображая курносого императора рядом. Тогда юноша крикнул, и вот теперь его отправляют в Сибирь. Юная фрейлина рассказала Нелидовой о своем горе. Та обещала что-нибудь придумать и обратилась за помощью к могущественному при дворе человеку. Тот ответил запиской, чтобы не беспокоились, но сам еще не знал, что сделать.
Глава двенадцатая и тринадцатая
Между тем конвоиры вели «оно», как его называли, вглубь империи по Владимирскому тракту и осознавали, что ведут важного преступника. За ними вдогонку летел приказ. Страх императора перешел в жалость сначала к себе, безродному, которого бросила мать и у которого был неизвестный отец. Он что-то смутно об этом слышал. Он поездил по этой огромной молчаливой стране, попил воды из Волги, угрюмо спросил мужиков, зачем смотрят на него. И все вокруг него опустело. Больше он никуда не ездил. Вокруг была пустота и измена. Когда ему сановник доложил о случае с криком «караул», император развеселился и приказал вернуть подпоручика и женить на той фрейлине.
Глава четырнадцатая и пятнадцатая
Синюхаев пришел пешком в Гатчину к отцу-лекарю. Рассказал свою историю, и тот постеснялся держать его дома и положил в госпиталь и повесил табличку «Случайная смерть». Но поехал с прошением к Аракчееву. Барон рассеянно выслушал старика, спросил, где два дня находился мертвый, и отпустил ни с чем. Он доложил императору, что Синюхаев жив. Однако Павел наложил резолюцию, что следует выключить Синюхаева из списков полка по причине смерти. Барон лично зашел в госпиталь и велел отобрать у Синюхаева мундир и выгнать из палаты вон.
Глава семнадцатая
Вернувшись из ссылки, поручик Киже исправно несет службу, ходит и в караулы, и на дежурства. Он даже женится. Фрейлина, когда заметила, что в церкви адъютант держит венец над пустым местом, чуть не упала в обморок, но опустив глаза и обратив внимание на округлившийся животик, раздумала. Венчание благополучно состоялось. Жених не присутствовал, и многим такая таинственность понравилась. Вскоре у Киже родился сын. Ходили слухи, что он похож на него. Император о Киже совсем забыл. Но как-то раз, перебирая полковые списки, он натолкнулся на его фамилию и назначил капитаном, а затем и полковником, поскольку он был хорошим офицером. Он теперь командовал полком. Все привыкли, что его часто нет на месте. Лучше всех было жене. Ее одинокую жизнь скрашивали встречи с военными и статскими лицами, и сын подрастал. Так менялась жизнь удачливого офицера в рассказе, который написал Тынянов, «Подпоручик Киже».
Глава восемнадцатая и девятнадцатая
Поручик Синюхаев бродил по чухонским деревням и никому не смотрел в глаза. Через год он вернулся в Петербург и стал бродить по нему кругами. Лавочники считали, что он приносит несчастье, и гнали его прочь. Бабы, чтобы откупиться от него, давали калач. По городу ходили слухи, что государю скоро конец. Люди шептались об этом и на улицах, и во дворце. Страшно было и Павлу Петровичу. Он менял комнаты и не знал, куда спрятаться, хоть в табакерку бы, мечтал император. И решил приблизить к себе простого человека.
Глава двадцатая
Безропотный, который не лез на глаза, Киже внезапно был произведен в генералы. Император вспомнил с улыбкой любовную историю с криком "караул", улыбнулся и решил, что именно сейчас нужен человек, который в нужную минуту закричит. Он пожаловал генералу 1000 душ и имение. О нем стали говорить. Император не велел давать ему дивизию, он потребуется для более важных дел. Все стали припоминать его родословную и решили, что он из Франции. Так продолжает повесть Ю. Н. Тынянов «Подпоручик Киже».
Видео: Поручик Киже / Lieutenant Kizhe (1934) - комедия - гротеск
Глава двадцать первая и двадцать вторая
Когда генерала вызвали к императору, то было сказано, что он заболел. Павел потребовал положить в госпиталь и вылечить. Но через три дня генерал скончался. Его похороны помнили долго. Шел полк и нес свернутые знамена, за гробом, ведя ребенка за руку, шла вдова. Павел Петрович смотрел из окна на процессию и обронил: «Так проходит слава мира».
Глава последняя
Так пошла жизнь генерала, наполненная любовными приключениями и молодостью, опалой и милостью императора, завистью придворных. В ней было все. А имя Синюхаева забыто, он исчез, как будто и не существовал вовсе. Император умер, по слухам, от апоплексии в марте того же года, что и генерал Киже. Так заканчивается рассказ «Подпоручик Киже». Краткое содержание не передает очарования авторской речи. Также, к сожалению, оно не дает почувствовать историческую атмосферу.
Книга «Подпоручик Киже» была экранизирована. Музыку к фильму написал С. Прокофьев. Он переработал ее в сюиту, по которой был поставлен одноименный балет.