Каждый человек живет в мире тех надежд, иллюзий, представлений, которые он сам для себя продуцирует. Особенно поэт, особенно такой, как Александр Блок. Миры разных людей могут пересекаться, но могут и совершенно не коррелировать. Одиночество, которое испытывает Блок в ресторане, анализ покажет, как совершенно особое, свойственное только его герою мироощущение, который хочет жить как все, но не может.
Воспоминания
Было или не было это сожженное и раздвинутое небо, которое пожар зари сделал бледным и на котором выделяются фонари? Глаголы стихотворения использованы только в прошедшем времени. Все воспоминания его лирического героя похожи на иллюзии, мягкость и нежность которых в большой степени создана аллитерациями повторяющихся «Л», «Н». Но начало состоит из ассонансов «ни», «не», звучащее в произношении как «ни», «не». Все это сразу создает тончайшую пронзительную напевность, сплетенную с ностальгией.
Где острее чувствуется одиночество?
Героя поместил Блок в ресторане. Анализ показывает и присутствие его в зале, переполненном людьми, и некую отчужденность – он у окна, а значит, одновременно и вне помещения. Он за столиком явно один и, окидывая взглядом зал, встречает неземное виденье. Читатель это понимает сразу – иной девушке он бы не приказал передать в высоком бокале, наполненным золотистым шампанским, черную розу как символ печали и любви. О ней же поют скрипки. Девушка юна, изысканна и возвышенна. Она героем возвышена сразу и безоговорочно. Полный зал сразу становится пуст. Так его вырисовывает Блок. В ресторане (анализ это подчеркнет) остаются только двое.
Вместе и отдельно
Она надменно взглянула на пославшего знак внимания. Лирический герой смутился, но дерзко выдержал ее взгляд. И даже в ответ слегка поклонился. Наличие согласных в глаголах «взглянула и встретил», стоящих рядом, немного затормаживает происходящее, лишает его моментальности. А дальше рокочущие «Р» подчеркнут намеренную, продуманную резкость девушки при обращении ее к своему сопровождающему. И тем не менее у нее чуть дрогнули руки, под исступленными звуками музыки. Она не осталась равнодушна к безмолвному посланию и поклонению ее красоте. Вопреки её юному презрению (прекрасная метафора) девушку влечет к незнакомцу. Чтобы пресечь свои неконтролируемые чувства, она быстро покидает ресторан, как испуганная птица. Легкая, как сон, она проходит мимо столика, обдавая запахом духов, колебля стоячий ресторанный воздух, движением шелков, которые тревожно шепчутся. Шипящие «Ж» и «Ш» передают шелест шелка. Мягкие «Л» подчеркивают изящество движений героини. Так продолжает Блок в ресторане (анализ об этом говорит) показывать страх девушки перед вдруг возникшим чувством и бегство от него. Просто она никогда не испытывала ничего подобного и рванулась прочь, как птица из клетки.
Провожая взглядом
Лирический герой остается снова один. Возвышенная связь прервалась, и нет надежды на её возобновление. Об этом повествует анализ стихотворения Блока «В ресторане». Хотя он и видит в зеркалах ее зовущие взгляды – пойди за мной, останови, удержи, не бросай меня с наскучившим кавалером. Но герой остается недвижим – у него тоже есть гордость сверх меры, которая не позволяет ему сдвинуться с места, побежать, догнать, упрашивать, потеряв при этом свое лицо. И пусть дальше гремят монистами пляшущие цыганки и визгливыми голосами поют о любви, опошляя её. Так завершается анализ стихотворения Блока «В ресторане».
Поэтическими тропами
Передача тайн звукозаписи Блока – это неблагодарное и очень сложное занятие. В тексте статьи была небольшая попытка отразить отдельные особенности стиха поэта. Но оно просто переполнено ярким музыкальным богатством, когда идет перекличка звуков, благодаря которым стихи экспрессивны и выразительны. Проведем более простой анализ стиха «В ресторане». Блок использует эпитеты (у зари пожар), простые сравнения (небо бледное, заря желтая). Все второе четверостишие – изумительнейший по красоте оксюморон. Анапест, которым написано стихотворение, образуя ритм и звучание, заставляет следить за действиями лирического героя и сопереживать ему.
Образы женщин в лирике Блока
За лицами, скрытыми темными вуалями или масками, за шелками, обвивающими стан, за узкими руками, вырисовываются в тумане или в дымке женщины, которые своим появлением, взглядом, жестом сводят с ума. Они встречаются и на улицах, но чаще среди ресторанных столиков или на сцене. Это отчасти анализ стихотворения Блока «В ресторане». Кратко можно спросить: «Кто вдохновлял поэта к созданию неземных образов»? Их, этих женщин, было немного. Как сказал поэт перед смертью – у меня было две женщины: «Люба (его жена) и все остальные». Но ко всем, а более всего на него повлияли четыре женщины, было трепетное отношение, преклонение и страсть. Кто же они были? Ксения Садовская, когда он впервые пылко влюбился в 16 лет, Любовь Менделеева, его жена, его прекрасная дама, Наталья Волохова, драматическая актриса и Любовь Андреева-Дельмас, оперная певица. Он метался между женщинами, пока не вернулся к жене, которой был уже верен до самой смерти в 1921 году.