Нацистский термин, обозначающий искусство авангардистов, - «дегенеративное искусство». Адольф Гитлер считал такое искусство большевистским, еврейским, антисоциальным, а потому очень опасным для арийцев.
Борьба с дегенератами
Культурная политика гитлеровского режима запрещала и уничтожала все произведения модернистов, а самих художников подвергала гонениям и репрессиям. В борьбе с дегенеративным искусством принимал активное участие министр пропаганды и просвещения Германии, Йозеф Геббельс.
Выставка дегенеративного искусства 1937 года, проведенная в Берлине, должна была показать, насколько отвратительными и неуместными были такие произведения в развивающейся Германии. Сейчас можно назвать эти произведения авангардистскими, но в то время авангардом, то есть идущими впереди, считали себя нацисты.
Дегенеративное искусство. Картины под запретом
Дегенеративное искусство, представленное в картинах, показывало человеческие образы искаженными, нелепыми, а то и вовсе отсутствующими. Это и послужило основным критерием в выборе неугодных экспонатов. В упрек авторам ставилось обесценивание человеческой стати и красоты, нежелание вдохновлять своими произведениями, призывать к подвигам, поднимать дух народа.
Совершенный человек в искусстве и жизни
Представление нацистов о совершенном человеке сходно с представлениями многих философов, описывающих сильных, здоровых и красивых людей. Еще в древней Элладе воспевали красоту человеческого тела, совершенство как физическое, так и духовное.
Прекрасное человеческое тело как вершину искусства исследовали Лессинг и Хоггарт, Леонардо и Дюрер. В их работах описывались даже идеальные пропорции человеческого тела, что опять возвращает нас к гармонии античности, которую пропагандировали нацисты. Ради этой гармонии, чистоты расы и подвергалось такой жесточайшей критике дегенеративное искусство. Подразумевалось, что картины, подвергнутые осуждению, принижают человека, показывают деградацию личности, осуждалось именно это, а не все авангардное искусство и новаторство.
В свое время Клее предлагал уйти от цивилизации назад к истинным корням человечества, предрекал крах западной культуры. И ведь действительно, многие художники на тот момент были увлечены этническим творчеством, страстью к шаманизму и примитивностью диких племен. Насколько это ни казалось бы странным, но призывы художников к примитивности, звучавшие повсеместно, сгладили обвинения в создании дегенеративного искусства.
Истребляя зло
До Гитлера многие осуждали искусство, уничижающее человеческое достоинство, идеальный образ, но такого гонения и истребления до этого не было. Как бы там ни было, дегенеративное искусство выстояло, мы до сих пор с интересом, пусть и не всегда с пониманием рассматриваем его на выставках. Произведения, осужденные нацистами, признали шедеврами искусства. К слову, неугодные произведения никто не уничтожил, большая часть из коллекции дегенеративного искусства, изъятая нацистами, была продана в Америке, а часть сгорела при пожаре.
Герои разного времени
Любая эпоха в развитии культуры оставляет за собой четкий образ человека, в этом заслуга не только художников, но и писателей, философов, политиков, идеологов. Меняется время, вместе с ним меняется и образ идеального человека.
Италия эпохи Ренессанса оставила образ кондотьера, святого, купца. Германия представляет образ проповедника, горожанина. Англия - в образе истинного джентльмена. Испания - в монашеском образе или в образе благородного идальго. Россия с образом строителя, интеллигента, солдата. У разной страны, разной эпохи свои образы, прекрасные и живые, запоминающиеся своей естественностью.
Нацистам, пытавшимся всех построить в шеренгу, был нужен порядок во всем, в том числе и в искусстве. Преимущества экономические совпадали с политическими взглядами, для этого требовалась уверенность, а дегенеративное искусство не давало той почвы. Такое искусство нравилось не многим, в итоге основную массу общества увлекли псевдоклассическим искусством в понятно выраженной форме. Таким образом, дегенеративное искусство – это все, что не укладывалось в рамки привычного восприятия нацистов.
Выставки дегенеративного искусства и музыки
Проведенная в Мюнхене выставка, устроенная с целью показать всю отвратительность такого искусства, вызвала огромный ажиотаж, в течение года ее посетили более трех миллионов человек. Одновременно, для большего контраста, во Дворце искусств, провели выставку «Величайшее германское искусство». На выставке было представлено более 900 экспонатов, отобранных лично Адольфом Гитлером. На полотнах изображались марширующие солдаты с флагами Германии, сцены сельской и городской жизни, обнаженные женщины с характерной нордической внешностью и многое из того, что в понятии нацистов могло заинтересовать добропорядочного немецкого гражданина. За несколько лет таких гонений Гитлеру удалось вызвать небывалый интерес к искусству авангарда.
Помимо полотен живописцев к дегенеративному искусству отнесли скульптуру, музыку, кинематограф. Все, что, по мнению нацистов, было ущербным, недостойным, низким, было классифицировано как дегенеративное искусство.
В 1938 году в Дюссельдорфе нацисты открыли выставку дегенеративной музыки! Ее задачей было разжечь ненависть к ненужным музыкальным стилям и их авторам. Там были представлены карикатуры, плакаты, афиши, которые обличали неугодную музыку и ее создателей. Даже были оборудованы специальные кабинки, где можно было лично убедиться, что эта музыка дегенеративная, прослушав ее. К ущербным произведениям отнесли произведения Стравинского и Хиндемита, Мендельсона и Оффенбаха. Под запретом оказалась «Трехгрошовая опера», так как автор музыки был евреем. Ущербной посчитали и джазовую музыку, так как она принадлежала афроамериканцам, а это неугодная нацистскому режиму раса.
Гибкость заданных стандартов
Выставку приурочили к «Имперскому музыкальному съезду», проходившему в Дюссельдорфе, чтобы опять сыграть на контрасте, как и в случае с живописью. Нацистов беспокоило пагубное влияние музыки Соединенных Штатов на немецких граждан. Но все же при выборе кандидатов в дегенераты Третий рейх действовал с оглядкой на внешнюю политику. Ярким тому примером послужил венгерский композитор-антифашист Барток. Несмотря на все его высказывания в адрес гитлеровского режима, его не только не запретили, но и продолжили исполнять его произведения по всей стране, так как венгры в то время были союзниками Германии.
В отличие от выставки дегенеративного искусства, выставка дегенеративной музыки не имела никакого успеха, а через три недели и вовсе закрылась. А произведения великих «дегенератов» остаются шедеврами и в наши дни.