Усадьба Середниково, фото которой будет представлено ниже, ничем не выделялась бы из целого сонма подобных памятников архитектуры, если бы не ее судьба. Целый ряд великих людей, оставивших след как в политической, так и в культурной истории России, так или иначе были связаны с этим местом. Здесь отдыхал Шаляпин, провели свое детство Столыпин и его племянник Лермонтов, частенько бывали Рахманинов и Конюс, некоторое время проживал Юон, гостил Серов. Отметился отдыхом в имении и Ленин.
Неприметное начало жизни
Свое летосчисление парково-усадебный ансамбль в стиле русского классицизма начинает с 1623 года, когда эти земли были пожалованы князю Черкасскому. До этого события местностью заведовали сначала воеводы Добрынские, а чуть позже земля стала вотчиной Чудова монастыря, называлась она Горетов Стан. В его центре находилась пустошь Середняя, которая и дала впоследствии название имению. За время хозяйствования князей Егупаловых-Черкесских, а длилось оно без малого полтора века, единственным значимым событием в Середниково стало возведение в 1693 году каменной церкви в честь митрополита Алексия. Этот храм, кстати, существует и сегодня.
В 1775 году владения переходят сенатору Всеволожскому, при котором в основном и был создан сегодняшний вид имения. Добро всегда идет об руку со злом, так случилось и в истории усадьбы. После смерти Всеволода Алексеевича из-за наследственных споров имение фактически подверглось разграблению. Его инициатором стал племянник сенатора, незаконно вступивший во владение и вывезший мебель, породистых лошадей и скот. Одним опустошением родственник не ограничился, параллельно он уничтожил целый ряд важных с исторической точки зрения документов. Например, бумаги по строительству усадебного дома. Это имело серьезные последствия. Настоящий архитектор садово-паркого комплекса неизвестен, хоть и есть предположения, что им был Иван Егорович Старов. В запустение имение незаконный владелец привел за пару лет, во время которых шел суд. По его итогам хозяином уже новой пустоши стал брат покойного сенатора, коему и завещались эти земли. На дворе стояло начало XIX века.
Приход Столыпиных
Сергею Алексеевичу Всеволожскому разграбленная стараниями племянника усадьба Середниково оказалась без надобности, и он ее продал. За последующие 14 лет имение сменило трех владельцев, последним из которых и стал генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин. Дедушка будущего реформатора Российской Империи хозяйствовал в усадьбе недолго - спустя год после ее приобретения он скончался. Во владения вступила его вдова Екатерина Аркадьевна.
Юный поэт и великий реформатор
Не многие знают, но Столыпины находились в родстве с Лермонтовыми. Поэтому к Екатерине Аркадьевне вместе с бабушкой приезжал погостить и отдохнуть тогда еще неизвестный 15-летний Миша. В имении он провел четыре лета, с 1829 по 1832 год, и за это время успел испытать первую влюбленность и написать по этому поводу первые стихи. Несколько каникул, проведенных Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в усадьбе, впоследствии сыграют очень важную роль в истории Середниково, правда, уже в наше время, но об этом чуть позже.
Видео: Усадьба "Скорняково-Архангельское" Задонский район Липецкая область
Последним из рода Столыпиных, у кого во владении было имение, стал Аркадий Дмитриевич, отец опять-таки последнего реформатора Российской Империи. В жизни этого человека, касающейся Середниково, странным образом превалирует число 7. Посудите сами, когда Аркаше исполнилось 7 лет, он знакомится со своим племянником - в имение впервые приезжает 15-летний Миша Лермонтов. Хозяином уже Аркадий Дмитриевич становится за 7 лет до рождения сына Пети. Он же первые 7 лет своей жизни проводит в Середниково.
Продал родовое гнездо папенька Петра Аркадьевича Столыпина, автора аграрной реформы, в 1869 году.
Очередное запустение и светско-интеллигентская жизнь
Приобрел у Столыпиных усадьбу купец первой гильдии Фирсанов. Дореволюционный бизнесмен Иван Григорьевич желал на купленной земле только заработать. Вырубив леса вокруг имения, он отбил потраченные на покупку 75 тысяч рублей, а распродав антикварную мебель и убранство, заработал еще 45 тысяч. Вновь вписала в анналы истории усадьбу Середниково его дочь, которая решила жить на фактически разграбленной батюшкой земле.
Вера Ивановна Фирсанова была человеком образованным и большим ценителем искусства, к ней в гости зачастили культурные деятели России конца XIX века. Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Юлиус Конюс, Валентин Серов и Константин Юон - вот далеко не полный список имен людей искусства, посещавших Фирсанову и усадьбу. Кстати, последнему, одному из организаторов Союза Русских Художников, настолько понравилось в имении, что он купил у Веры Ивановны часть земли и, поселившись, организовал здесь свою студию.
Прельстился Константин Федорович Юон местными видами, правда, как показали дальнейшие события, привлекали будущего члена академии художеств СССР не только красоты природы. Женился советский художник тут же, на местной уроженке Никитиной. Последняя частная владелица усадьбы гордилась тем, что имение связано с Михаилом Лермонтовым и всячески подчеркивала эту связь. Так, в 1890 году она заказала роспись у Виктора Штембера. Художник занялся плафоном Овального зала хозяйского дома, который украсил по мотивам "Демона" Михаила Юрьевича. На 100-летие со дня рождения великого русского поэта во дворе усадьбы, по распоряжению Веры Ивановны, был установлен обелиск в честь этого знаменательного события. Также Фирсанова заказала у прославленного в то время скульптора Анны Семеновны Голубкиной бюст поэта. Произведение искусства, как только скульптура была отлита, доставили из Парижа в Середниково. Однако рассвет имения длился недолго. Революция лишила Фирсанову прав на поместье — его национализировали.
На ниве медицины
Первым и последним историческим деятелем, посетившим усадьбу во время советского периода, стал лидер революционного движения Владимир Ильич Ленин. Он отдыхал в поместье летом 1919 года. Через 6 лет после его отъезда на базе имения было образованно первое медицинское учреждение в его истории. В 1925 году двери открыл санаторий для нервнобольных. Просуществовал он до самого начала Великой Отечественной.
Первыми жильцами усадьбы военных лет стали дети. Пионерам "повезло" - в июле 41 года под Москву их эвакуировали из лагеря "Артек", а в конце лета ребят опять увезли подальше от боевых действий — под Сталинград. Как сложилась судьба бедных детей, доподлинно неизвестно, однако предпринятое было необходимо. Уже осенью усадьба Середниково, расположенная всего в 25 километрах от столицы, стала одним из рубежей обороны. В саду поместья до сих пор остались следы возведенных там укреплений, а колокольня Храма во имя митрополита Алексия была разобрана, дабы не быть ориентиром для нацистских артиллерии и авиации.
Все эти приготовления помогли - немцы Середниково так и не заняли, долгое время перед въездом в поместье стоял вражеский танк, подбитый обороняющимися бойцами Красной армии. В самих зданиях имения располагалось уже второе в его истории медицинское учреждение - военный госпиталь. Когда фронт переместился, а ход Великой Отечественной войны был переломлен, на территории усадьбы начали обучать партизан для дальнейшей отправки их во все еще оккупированную немцами Белоруссию. Когда надобность в штабе партизанского движения этой республики отпала, усадьба Середниково ненадолго из истории выбыла. Лишь через год после окончания войны о ней вновь вспомнили. Третье медицинское учреждение начало функционировать на базе бывшего поместья - открылся противотуберкулезный санаторий "Мцыри". Просуществовал он до самого краха Советского Союза, после его закрытия и без того обветшалые здания усадьбы были заброшены на несколько лет. Очередная пустошь начала образовываться на территории когда-то прекрасного родового гнезда Столыпиных.
Рука помощи через века и новая жизнь
Спас от полного уничтожения Середниково Михаил Юрьевич Лермонтов. Причем в прямом смысле. Организация, возглавляемая им в 1992 году, взяла поместье в аренду на 49 лет. С того времени стали называть имение "усадьба Лермонтова – Середниково". Михаил Юрьевич, о котором идет речь, сегодня жив и здравствует. Он является полным тезкой и дальним родственником великого поэта. Организация, возглавляемая им, называется "Лермонтовское наследие". 4 лета, проведенные писателем в юношестве у Столыпиных, спасли их родовое гнездо от полного уничтожения. Следующие десять лет арендатор занимался реставрацией территории имения. Сегодня весь парково-усадебный ансамбль предстает перед посетителями в первозданном виде. Восстановлен центральный дом и его 4 двухэтажных флигеля, с ними он соединен колоннадами. На месте и бывший скотный двор, и псевдоготическая конюшня. Парк с прудом и мостами (самый красивый из них - четырехарочный "Чертов"), а также центральная аллея и ее лестница приведены в надлежащий вид. Все это открыто для посетителей. По одному из известнейших Лермонтовских мест, так называют Середниково его арендодатели, можно погулять и сходить на экскурсии в основное здание и храм. Церковь, возведенная еще князьями Черкесскими, стоит и сейчас, правда, несколько изменилась со времени постройки. При реставрации в 1860 году к ней была пристроена трехъярусная колокольня.
Вперед - в славное прошлое
Популярностью усадьба Середниково пользуется не только у отдыхающих, но и у представителей кинобизнеса. Имение постоянно используется для натурных съемок. Поместье Середниково можно увидеть в таких исторических и не только фильмах и сериалах, как "Адмирал", "Бедная Настя", "Есенин", "Закрытая школа", "Записки экспедитора Тайной канцелярии". Многие декорации, возводимые "киношниками", руководство усадьбы предпочитает не разбирать. На их базе был открыт "киногородок Piligrim Porto", который также могут посетить все желающие.
Видео: Иосиф Бродский читает своё стихотворение про Украину
Усадьба Середниково. Как добраться до этого исторического места?
Доехать до поместья можно с Ленинградского вокзала, на электричке. Выходить следует на пл. Фирсановка, затем, пройдя ж/д пути, сесть на автобус № 40. На нем нужно доехать до конечной остановки. Называется она «Санаторий "Мцыри"». Здесь и располагается усадьба Середниково. Адрес: Солнечногорский р-н, Московская обл., пл. Фирсановка.