Сэр Фрэнсис Гальтон родился 16 февраля 1822 г., недалеко от Спаркбрука (Бирмингем, Уорикшир, Англия), а умер 17 января 1911 г. в Хэслемере (Суррей, Англия). Это английский исследователь, этнограф и евгенист, известный своими новаторскими исследованиями человеческого интеллекта. Посвящен в рыцари в 1909 г.
Гальтон Фрэнсис: биография
Детство Фрэнсиса было счастливым, и он с благодарностью признавал, что многим обязан своим родителям. Но ему не пригодилось классическое и религиозное обучение, полученное в школе и церкви. Позже он признался в письме Чарльзу Дарвину в том, что традиционные библейские аргументы сделали его «несчастным».
Родители рассчитывали, что сын будет изучать медицину, поэтому после турне по медицинским учреждениям Европы в подростковом возрасте (довольно необычного опыта для ученика его возраста) последовало обучение в больницах в Бирмингеме и Лондоне. Но в это время, по словам Гальтона, его охватила страсть к путешествиям, как будто он был перелетной птицей. Посещение лекций по химии в университете Гисена (Германия) было отменено в пользу поездки по Юго-Восточной Европе. Из Вены он поехал через Констанцу, Константинополь, Смирну и Афины и привез из пещер Адельсберга (ныне Постойна, Словения) образцы слепой амфибии под названием Proteus – первые в Англии. По возвращении Гальтон поступил в Тринити-колледж в Кембридже, где на третьем году обучения в результате переутомления заболел. Изменив образ жизни, он быстро поправился, что помогало ему и в дальнейшем.
Жажда путешествий
После ухода из Кембриджа без получения степени Фрэнсис Гальтон продолжил медицинское образование в Лондоне. Но прежде чем оно было завершено, его отец умер, оставив достаточное состояние, чтобы Фрэнсис «стал независимым» от профессии медика. Гальтон теперь мог потакать своей тяге к перемене мест.
Неспешные экспедиции в 1845-1846 гг. к верховьям Нила с друзьями и в Святую Землю в одиночку стали преддверием к тщательно организованному проникновению в неисследованные районы Юго-Западной Африки. После консультаций с Королевским географическим обществом Гальтон решил исследовать возможный проход с юга и с запада к озеру Нгами, расположенному к северу от пустыни Калахари, в 885 км на восток от Уолфиш-Бея. Экспедиция, которая состояла из двух путешествий, одного на север, другого на восток, из одной базы, оказалось трудной и небезопасной. Хотя исследователи не достигли Нгами, они получили ценную информацию. В результате в возрасте 31 года, в 1853-м, Гальтон Фрэнсис был избран членом Королевского географического общества, а три года спустя – Королевского общества. В том же 1853 году он женился на Луизе Батлер. После непродолжительного свадебного путешествия по Европе чета обосновалась в Лондоне, и в 1855 г. Гальтон принялся за работу.
Ранние публикации
Первая публикация касалась исследования земель – в 1855 году была напечатана книга «Искусство путешествия». Здесь стали явными признаки того, что его научное любопытство развивается в новых направлениях. Первым объектом плодотворных исследований Гальтона стали погодные условия. Он начал рисовать карты ветров и давлений и заметил, основываясь на очень скудных данных, что центры высокого давления характеризуются направленным по часовой стрелке ветром вокруг спокойного центра. В 1863-м он придумал для таких систем название «антициклон». Последовало несколько других работ, в которых он нащупывал путь к понятиям корреляции и регрессии.
В 1870 году Гальтон прочитал в Британской ассоциации доклад под названием «Барометрические предсказания погоды», в котором он приблизился к множественной регрессии, пытаясь предсказать ветер по давлению, температуре и влажности. Тогда он потерпел неудачу, но поставил задачу перед другими, которые впоследствии добились успеха.
Наследие ученого
Неутомимый исследователь Фрэнсис Гальтон написал 9 книг и около 200 статей. Они касались многих предметов, в том числе использования отпечатков пальцев для идентификации личности, корреляционного исчисления (раздел прикладной статистики), в которых Гальтон стал первопроходцем. Также он писал о переливании крови, преступности, искусстве путешествий в слаборазвитых странах и метеорологии. Большинство его публикаций раскрывают склонность автора к количественной оценке. Ранние работы, например, затрагивали статистическую проверку эффективности молитв. Кроме того, в течение 34 лет, он занимался улучшением стандартов измерений.
Отпечатки пальцев
Показав, что некоторые из 12 параметров системы замера преступников Бертиллона коррелируют между собой, Гальтон начал интересоваться идентификацией личности. В статье для Королевского института, в которой он обсуждал бертиллионаж, он случайно обратил внимание на рисунок на подушечках пальцев. В своей книге «Отпечатки пальцев» (1892 г.) автор доказал, что:
- рисунок остается постоянным на протяжении всей жизни человека;
- разнообразие узоров действительно очень велико;
- отпечатки можно классифицировать, или лексиконизировать таким образом, что когда их набор представляется эксперту, по нему, со ссылкой на подходящий словарь или его эквивалент, можно сказать, был зарегистрирован аналогичный набор или нет.
Следствием книги и доказательств комитету, созданному Министерством внутренних дел в 1893 году явилось создание отдела по отпечаткам пальцев – предтечи множества подобных во всем мире. Сам Фрэнсис Гальтон, как и следовало ожидать от его предыдущей работы и интересов, обратился к изучению наследования рисунка. Это исследование проводилось на протяжении многих лет в лаборатории, которую он основал и которая впоследствии была названа в его честь.
Пропаганда евгеники
Несмотря на большой вклад во многие области знаний, который сделал Фрэнсис Гальтон, наука евгеника составляла его основной интерес. Всю оставшуюся жизнь он посвятил пропаганде идеи улучшения физического и психического состава человеческого вида путем селективного отбора супружеских пар. Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, был одним из первых, кто осознал значение теории эволюции для человечества. Он понял, что теория опровергала большую часть современной теологии и также открыла возможности для планируемого улучшения человека.
Наследственный гений
Фрэнсис Гальтон придумал слово "евгеника", чтобы обозначить научные усилия по увеличению доли лиц с повышенной генетической одаренностью путем селективного скрещивания брачных партнеров. В своем труде «Наследственный гений» (1869 г.) он использовал слово «гений» для обозначения «исключительно высокой и врожденной» способности. Его главный аргумент заключался в том, что ментальные и физические особенности наследуются в равной степени. В то время это суждение не было принято. Когда Дарвин впервые прочел книгу, он написал о том, что автору удалось превратить его из оппонента в новообращенного, так как он всегда утверждал, что люди не сильно отличаются интеллектом, а только усердием и тяжелым трудом. «Наследственный гений», несомненно, помог ему расширить свою теорию эволюции человека. Двоюродный брат не был упомянут в «Происхождении видов» (1859), но несколько раз цитируется в его «Происхождении человека» (1871).
Великая сила
Тезис, который отстаивал Фрэнсис Гальтон, – психология человека наследуется так же, как и физические характеристики – был достаточно сильным, чтобы создать свою личную религиозную философию. Он писал о том, что нет сомнений в существовании легкодоступной великой силы, которая может быть использована с огромной выгодой, как только она будет изучена, понята и применена.
Книга Гальтона «Исследования способностей человека» (1883 г.) состоит приблизительно из 40 статей от 2 до 30 страниц каждая, основанных на научных работах, написанных между 1869 и 1883 гг. Она представляет собой краткое изложение взглядов автора на способности человека. По каждой из затронутых тем автору удалось высказать что-то оригинальное и интересное, и делает он это ясно, кратко, оригинально и скромно. Согласно с условиями его завещания, в Университете Лондона была основана кафедра евгеники.
Репутация
В 20-м веке имя Гальтона, в основном, связывалось с евгеникой. Поскольку она фокусируется на врожденных различиях между людьми, она вызывает подозрения у тех, кто считает, что культурные (социальные и образовательные) факторы в значительной степени превосходят врожденные или биологические по их вкладу в различия между людьми. Поэтому евгенику часто рассматривают как выражение классовых предрассудков, а Гальтона называют реакционером. Тем не менее такое видение евгеники искажает его мысль, так как целью было создание не аристократической элиты, а популяции, полностью состоящей из лучших мужчин и женщин. Идеи Гальтона, как и Дарвина, были ограничены отсутствием адекватной теории наследственности. Переоткрытие работ Менделя произошло слишком поздно, чтобы существенно повлиять на вклад ученого.