«Петропавловск» - эскадренный броненосец, некогда принадлежащий Российскому Императорскому флоту. Он был флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры, которая принимала участие в русско-японской войне. В конце марта 1904 г. корабль затонул вблизи Порт-Артура, подорвавшись на вражеской мине. Его гибель стала одной из самых трагических страниц в истории российского флота.
Строительство корабля
Предпосылками для принятия программы по ускоренному развитию Балтийского флота России в 1890 г. стало небывалое усиление германского ВМФ. За пять последующих лет планировалось построить 50 миноносцев, 10 броненосцев, а также несколько крейсеров и канонерских лодок. Было решено назвать все броненосные корабли в честь сражений армии и флота России в XVIII и XIX веках. В частности, название «Петропавловск» было связано с победой русских войск, защищавших Петропавловский порт на Камчатке.
Броненосец «Петропавловск» начали строить 19 марта 1892 г., а официальная его закладка состоялась 7 мая в Санкт-Петербурге. На ней присутствовал сам император Александр III. Уже спустя два с половиной года, а именно 28 октября 1894, его спустили на воду. Испытания броненосца проходили с конца 1897 по начало 1899 г. После того как корабль был полностью оснащен необходимым вооружением, он вышел в свое первое плавание на Дальний Восток, где и продемонстрировал свои отличные мореходные качества. В общем, броненосец «Петропавловск» по тем временам считался хорошо вооруженным военным судном с довольно высокой максимальной скоростью в 16,86 узла.
Броненосец «Петропавловск»: описание конструкции
Данный корабль, как и остальные броненосцы типа «Полтава», имел довольно необычную форму корпуса: борта, находящиеся над главной палубой, были как бы завалены внутрь. Такая особенность в основном характерна именно для французских кораблей. Она позволяла значительным образом облегчить вес надводной части корпуса. Длина судна по ватерлинии составляла 112,5 м, ширина – 21,3 м, осадка в груженом виде – 8,6 м.
У корабля имелась скругленная корма и три палубы: верхняя, главная, или батарейная, и нижняя. Корпус имел прямой форштевень и таран, выдававшийся вперед на 2 м. Он подкреплялся шпироном снаружи и броневой палубой внутри. У корабля было три мачты: грот- и фок-мачта, а также вентиляционная, располагавшаяся между двумя дымовыми трубами. Последняя из них была ниже, что являлось главной отличительной особенностью этого судна (см. фото броненосца «Петропавловск»).
Бронирование
В этом плане данное судно практически ничем не отличалось от других кораблей такого же класса. У него имелся основной броневой пояс высотой 2,29 м и длиной 73,15 м, располагавшийся по ватерлинии, который защищал котлы, машины и низ орудийных башен. Он составлял около 65 % всей длины корпуса. Толщина брони в разных частях корабля значительно отличалась. Так, центр судна был защищен броней в 406 мм, а башни главного калибра оснащались 305-миллиметровыми плитами.
Над основным броневым поясом находился верхний, который доходил до башен главного калибра. Его толщина составляла 127 мм, высота – 2,29 м, а длина – примерно 50 м. Кроме того, башни и барбеты главного калибра также были укреплены броней толщиной в 254 мм, а среднего – 127-миллиметровыми плитами. А вот четыре 152-мм орудия и вовсе не имели никакой защиты, кроме стандартной бортовой обшивки.
Артиллерия
Орудия главного калибра броненосца представляли собой четыре пушки, располагавшиеся парами в кормовой и носовой башнях. Их поворот и вертикальная наводка производилась при помощи гидравлических, а подача боеприпасов - посредством электрических приводов. Орудия среднего калибра состояли из двенадцати пушек Канэ, восемь из которых находились в двухорудийных башнях, а остальные располагались между ними.
Противоминная артиллерия была представлена 38 пушками Гочкиса и была разбросана по всей территории корабля. На вооружении десанта имелись две пушки Барановского. В зависимости от ситуации, их можно было устанавливать как на колесные, так и на тумбовые лафеты.
Русско-японская война
Ночью 27 января 1904 г. броненосец «Петропавловск» вместе с остальными кораблями, входящими в состав Тихоокеанской эскадры, находился на рейде вблизи Порт-Артура. Внезапно русский флот был атакован японскими миноносцами, которые выпустили в его сторону 16 торпед. Как оказалось впоследствии, эскадра была совершенно не готова к такому повороту событий и не смогла эффективно отразить атаку противника.
В возникшей неразберихе, заключавшейся в том, что адмирал Спарк никак не мог поверить в то, что началась война с японцами, и почти в течение часа приказывал передавать сигналы с флагманского «Петропавловска» с требованием не открывать огонь. А в это время вражеские торпеды успели подбить российский крейсер «Паллада» и броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич».
К утру главные силы японцев, состоящие из девяти крейсеров и шести броненосцев, в число которых входили и корабли адмирала Х. Того, появились вблизи Порт-Артура. Они завязали бой с российской эскадрой, который длился не более 40 минут. После этого японцы отступили. Данный бой не принес существенных результатов ни одной из противоборствующих сторон, хотя несколько кораблей и получили повреждения. В их числе оказался и броненосец «Петропавловск». В него угодило несколько снарядов, однако они не нанесли большого урона, поэтому никак не повлияли на боеспособность судна.
Новый командир эскадры
В первые дни войны в результате бездарного руководства адмирала Спарка российский флот потерял несколько своих кораблей. После его отставки командующим эскадрой назначили вице-адмирала С. О. Макарова, который прибыл в Порт-Артур в конце февраля 1904 г. Он поднял свой флаг сначала на крейсере «Аскольд», а затем перенес его на эскадренный броненосец «Петропавловск».
В течение следующего месяца корабль под командованием С. О. Макарова несколько раз выходил в море, чтобы отработать план совместного маневрирования. В один из таких дней между японской и русской эскадрами произошла двухчасовая перестрелка, однако из-за слишком большого расстояния снаряды не долетали до цели и падали в воду. Лишь один раз залпом с корабля «Победа», на борту которого имелись дальнобойные орудия, удалось повредить вражеский броненосец «Фудзи».
Хитрый замысел
Японским адмиралом Х. Того был разработан план по блокировке российского флота в гавани Порт-Артура посредством пароходов-брандеров. Суть его замысла заключалась в том, чтобы незаметно установить минное заграждение и после этого выманить прямо на него русскую эскадру, причем приманкой должен был стать отряд, состоящий из нескольких крейсеров.
Этот план был осуществлен ночью 31 марта. Русские заметили японский отряд кораблей, но так и не атаковали его. Они приняли их за свои же миноносцы, отправленные С. О. Макаровым в дозор накануне вечером в район островов Эллиота. Вскоре после выхода в море два корабля - «Страшный» и «Смелый» - каким-то образом отстали от основного отряда, а затем, разделившись, и вовсе стали действовать самостоятельно. Дойдя до искомых островов и не обнаружив в этом месте противника, шесть русских миноносцев вернулись в Порт-Артур. Отставший от них «Страшный» в темноте принял японский отряд кораблей за свой и примкнул к нему. Но когда настало утро, и русский миноносец был обнаружен неприятелем, его немедленно атаковали. В ходе непродолжительного боя он был подбит и потоплен. К нему на помощь был послан крейсер «Баян», которому удалось спасти всего нескольких матросов.
Гибель броненосца «Петропавловск»
Не дождавшись выхода всей эскадры и не приказав протралить рейд, С. О. Макаров на броненосце в сопровождении «Полтавы» и еще четырех крейсеров с самого утра отправился к месту затопления миноносца «Страшный». На этот раз ему удалось без проблем обойти вражеское минное заграждение. В это время на горизонте показались несколько японских крейсеров, по которым из «Петропавловска» был открыт огонь. Неприятель начал отступать на восток, но вскоре к нему на помощь пришли его главные силы. Увидев это, русские корабли повернули к Порт-Артуру. Уже по пути к ним присоединились два броненосца – «Пересвет» и «Победа». После этого С. О. Макаров принял решение опять пойти на сближение с врагом и взял курс прямо на заминированный японцами участок.
В 9 ч. 43 мин. 31 марта 1904 г. при развороте корабля «Петропавловск» с его правого борта прогремел взрыв. Он повредил носовую башню главного калибра, вследствие чего сдетонировал боезапас. Взрыв был такой мощности, что за борт выбросило носовую 305-миллиметровую орудийную башню, кожухи и дымовые трубы. Кроме того, произошло обрушение фок-мачты, которая полностью разрушила ходовой и командирский мостики. Броненосец стал медленно погружаться в воду своей носовой частью, а вскоре прогремел и последний мощный взрыв – это взлетели на воздух котлы. После этого корабль распался на две части и быстро ушел под воду.
Последствия
Шлюпкам, которые были посланы спасти оставшихся в живых людей, удалось подобрать лишь около 80 человек. В их числе оказались командир корабля Н. М. Яковлев и двоюродный брат Николая II великий князь Кирилл Владимирович. А вот С. О. Макаров с десятью штабными и восемнадцатью корабельными офицерами погибли. Взрыв унес также жизни более шестисот матросов. Кроме того, было установлено, что на борту корабля в тот момент находился и В. В. Верещагин – известный художник, погибший на броненосце «Петропавловск» вместе с остальными членами экипажа. В его обязанности входило делать наброски во время похода, которые затем пригодились бы для написания будущих картин.
Взрыв броненосца «Петропавловск» имел весьма неблагоприятные последствия, которые отразились на боевой деятельности всей Тихоокеанской эскадры. Мало того что флот потерял один из лучших броненосцев, так он еще лишился и талантливого организатора и руководителя обороны Порт-Артура - адмирала С. О. Макарова, которого очень уважали и любили его подчиненные. Ему так и не смогли найти равноценной замены до самого конца русско-японской войны. Так случилось, что свидетелем гибели броненосца был инженер-изобретатель М. П. Налетов. Именно это событие и натолкнуло его на мысль о создании такого подкласса кораблей, как подводные минные заградители.
Память
В конце июня 1913 года в присутствии императора Николая II в Кронштадте торжественно открыли памятник С. О. Макарову. Автором этого проекта стал скульптор Л. В. Шервуд, который изобразил на постаменте гибель броненосца «Петропавловск». К 100-летию этой трагедии в Петербурге была установлена мемориальная доска, на которой запечатлены имена всех 635 членов экипажа этого корабля. Кроме того, в часовне св. Николая Чудотворца при морском храме Спас-на-Водах имеется памятная латунная плита. А для тех, кто интересуется кораблями, есть возможность своими руками сделать броненосец «Петропавловск», модель которого можно легко найти на специализированных ресурсах.
Поиски
В конце 2011 года была организована совместная российско-китайская поисковая экспедиция, целью которой было установление точного места гибели знаменитого корабля. Поиски броненосца «Петропавловск» проводились на территории Китая в районе Люйшуня (бывшего Порт-Артура). Членами экспедиции в Желтом море был обнаружен металлический массив, имеющий длину около 90 и ширину до 13 м. Специалисты склонны считать, что это и есть затонувший во время русско-японской войны броненосец «Петропавловск». На дне были обнаружены некоторые предметы, которые могли бы подтвердить эту догадку, однако они пока что так и не подняты на поверхность.