Видео: Камышин. Братская могила участников гражданской войны
Гражданская война, началом которой официально принято считать 1918 год, до сих пор является одной из самых страшных и кровавых страниц в истории нашей страны. Пожалуй, в чем-то она даже страшнее Великой Отечественной 1941-1945 годов, так как этот конфликт предполагал невероятный хаос в стране и полную отсутствию линии фронта. Проще говоря, участник Гражданской войны не мог быть уверен даже в своих ближайших родственниках. Случалось, что целые семьи уничтожали сами себя из-за кардинальных различий в своих политических взглядах.
История тех событий до сих пор полна тайн и загадок, но рядовой обыватель редко о них задумывается. Куда интереснее другое – кем был рядовой участник Гражданской войны? Неужели пропаганда тех времен права, и красный – это звероподобный мужик, одетый едва ли не в шкуру, белый – идейный «господин офицер» со взглядами идеалиста, а зеленый – этакий аналог анархиста Махно?
Конечно, все намного сложнее, так как подобное разделение существует только на страницах наиболее радикальных исторических книг, которые ныне, к сожалению, до сих пор продолжают использоваться для осквернения истории нашей страны. Так что из всех наиболее тяжелых периодов самым смутным продолжает оставаться Гражданская война. Причины, участники и последствия этого конфликта продолжают изучаться маститыми учеными, и они до сих пор делают немало интересных открытий в области истории того периода.
Первый период войны
Пожалуй, наиболее однороден был состав войск разве что в самый первый период войны, яркие предпосылки которой начали проявляться еще в 1917 году. Во время Февральского переворота на улицах оказалось огромное количество солдат, которые просто катастрофически не хотели попасть на фронт, а потому были готовы и царя свергнуть, и с немцем мир заключить.
Война глубоко опротивела всем. Наплевательское отношение царского генералитета, воровство, болезни, недостаток всего самого необходимого – все это подталкивало к революционным идеям все большее число солдат.
Парадоксы предвоенного периода
Начало советского периода, когда Ленин обещал солдатам мир, могло бы ознаменоваться полным прекращением притока в войска РККА бывалых фронтовиков, но... Напротив, весь 1918 год все стороны конфликта регулярно получали массовый приток новых солдат, практически 70 % которых ранее воевали на фронтах русско-германской войны. Отчего так произошло?
Почему участник Гражданской войны, едва вырвавшийся из опостылевших окопов, снова желал взяться за винтовку?
Отчего, желая мира, солдаты снова шли воевать?
Здесь ничего сложного нет. Многие из бывалых солдат были в армии по 5, 7, 10 лет… За это время они попросту отвыкали от тягот и превратностей мирной жизни. В частности, солдаты уже привыкли, что у них нет проблем с продовольствием (они, конечно, были, но паек все же выдавался почти всегда), что все вопросы просты и понятны. Разочаровавшись в мирной жизни, они снова и с охотой брались за оружие. В общем-то, этот парадокс был известен задолго до Гражданской войны в нашей стране.
Первоначальный костяк РККА и белогвардейских формирований
Как впоследствии вспоминали участники Гражданской войны в России (вне зависимости от их политических взглядов), практически все крупные формирования Красной и Белой армий начинались одинаково: постепенно собиралась некая вооруженная группа людей, к которой впоследствии примыкали командиры (или выходили из их же среды).
Видео: В России снова 90-е или скоро гражданская война?
Очень часто крупные воинские формирования получались из отрядов самообороны или неких групп военнообязанных, откомандированных царским еще офицерским составом на охрану каких-то железнодорожных станций, складов и т. д. Костяком были бывшие солдаты, в роли командиров выступали унтер-офицеры, а иногда и «полновесные» офицеры, по тем или иным причинам оказавшиеся в отрыве от тех подразделений, которыми они командовали изначально.
«Интереснее» всего было, если участник Гражданской войны был казаком. Известно немало случаев, когда станица в течение длительного времени жила исключительно набегами, терроризируя центральные области страны. Казаки чаще всего глубоко презирали «неотесанных мужиков», попрекая их «неумением постоять за себя». Когда эти «мужики» окончательно были доведены «до кондиции», они также взяли в руки оружие и припомнили казакам все оскорбления. Так начинался второй этап конфликта.
Неразбериха
В этот период участники Гражданской войны в России становились все более разнородными. Если раньше костяком различных банд или «официальных» воинских формирований были бывшие царские солдаты, то сейчас по дорогам стран мотался настоящий «винегрет». Уровень жизни окончательно упал, а потому за оружие брались все без исключения.
К этому же периоду относятся и «особые» участники Гражданской войны 1917-1922 гг. Речь идет о так называемых «зеленых». Фактически это были классические бандиты и анархисты, у которых настала золотая пора. Правда, их очень не любили и красные, и белые, а потому расстреливали сразу и на месте.
Независимость и гордость
Отдельная категория – различные национальные меньшинства и бывшие окраины Российской Империи. Там состав участников практически всегда был предельно однороден: это местное население, глубоко враждебное русским, вне зависимости от их «окраса». С теми же бандитами в Туркмении Советская власть разбиралась едва ли не до начала Великой Отечественной войны. Басмачи были упорны, получали финансовую и «ружейную» подпитку от англичан, а потому особо не бедствовали.
Участники Гражданской войны 1917-1922 гг. на территории нынешней Украины также были весьма разнородны, и цели у них были самые разные. В большинстве случаев все сводилось к попыткам образования собственного государства, но в рядах их царил такой разброд, что ничего толкового в итоге не вышло. Наиболее удачливыми оказались Польша и Финляндия, которые все же стали самостоятельными странами, получив свою государственность только после развала Империи. Финны, к слову говоря, опять-таки отличались крайним неприятием всех русских, мало чем уступая в этом туркменам.
Крестьяне наступают
Нужно сказать, что примерно в этот период в рядах всех армий Гражданской войны оказалось много крестьян. Изначально в боевых действиях этот социальный слой вообще не участвовал. Сами участники гражданской войны (красные или белые – без разницы) вспоминали, что первоначальные очаги вооруженных столкновений напоминали крошечные точки, со всех сторон окруженные «крестьянским морем».
Что же вынудило крестьян все же взяться за оружие? Во многом к такому исходу привело постоянное падение уровня жизни. На фоне сильнейшего обеднения крестьян, все больше становилось желающих «реквизировать» последнее зерно или скот. Естественно, что долго такое положение дел сохраняться не могло, а потому изначально инертное крестьянство также с жаром вступило в войну.
Кто были эти участники Гражданской войны – белые или красные? В общем-то, это сложно сказать. Крестьяне редко озадачивались какими-то сложными вопросами из области политологии, а потому нередко действовали по принципу «против всех». Им хотелось, чтобы все участники войны просто оставили их в покое, наконец-то перестав реквизировать продовольствие.
Окончание конфликта
Опять-таки, в конце этого сумбура люди, которые образовали костяк армий, также стали более однородны. Они, как и участники Гражданской войны 1917 года, были солдатами. Только это уже были люди, прошедшие суровую школу гражданского конфликта. Именно они стали основой развивавшейся РККА, из их рядов вышло немало талантливых командиров, впоследствии остановивших страшный прорыв фашистов летом 1941 года.
Остается только посочувствовать участникам Гражданской войны, так как многие из них, начав воевать еще в Первую мировую, за всю свою жизнь так и не увидели мирного неба над головой. Хочется надеяться, что потрясений, подобных этой войне, наша страна уже не узнает. Все страны, население которых в какие-то периоды истории воевало друг с другом, пришли к аналогичным выводам.