Вчера, 9 июня, произошло событие, на которое еще в прошлом году даже не обратили бы особого внимания. Впрочем, и сейчас мировые СМИ ему не придали должного значения, хотя оно очень важное. Об обстреле Донецка сообщили даже украинские информационные порталы, при этом отойдя от привычной схемы. Во-первых, никто не отрицает, что огонь велся из тяжелых дальнобойных орудий. Во-вторых, власти ДНР не объявляются виновными в «провокации», «самообстреле» и прочих традиционных преступлениях. Била по городу артиллерия ВСУ, в этом нет сомнений. И никого это не волнует.
Обстрел
Обстрел начался ночью, и люди уже буднично спрятались в подвалах и погребах. Огонь велся по Куйбышевскому и Киевскому районам, снаряды угодили в Макеевку, окраины Докучаевска, Ясиноватую, Пантелеймоновку и Горловку. Десятки жилых домов разрушены и повреждены. Всего было выпущено снарядов 78 (68 шт. 152 мм и 10 шт. 122 мм) и 122 мины (калибров 120 мм и 43 мм). По данным минобороны ДНР, погибла одна женщина, еще 11 раненых, в том числе трехлетний ребенок. Повреждены объекты электроснабжения, в результате которого обесточены некоторые районы. Взрывами уничтожены и получили повреждения два маршрутных автобуса. В одном из домов возник пожар. Земля сотрясалась несколько часов, возможно, что жертв и разрушений больше, но пока сообщили об этом. Подобных действий Украинская армия не производила давно.
Видео: ВСУ снова обстреляли Донецк, ранена мирная жительница. Новости
Техническая сторона
На этой войне сложились уже свои «законы и обычаи», и о них в ходе своей недавней (3 июня) пресс-конференции поведал Президент Украины П. Порошенко. По его словам, исключительно командирам поручено принятие решений в отношении открытия огня, - если он ведется в ответ, то такого офицера наградят, а если открывается без должного повода, то ему грозит наказание. Это касается, конечно же, видов вооружения, не запрещенных Минскими соглашениями, то есть тех, калибр которых не превышает 100 мм. Стрелять из более серьезных орудий просто запрещено, а сами они должны были быть отведены. Расстояние от объектов последнего обстрела до ближайшего места дислокации частей ВСУ (Старомихайловка) составляет примерно 14 километров. На такую дистанцию обычные минометы и полевые пушки бить не могут, их характеристики этого не позволяют. Даже «Тюльпан» посылает мину только на 9 км. Следовательно, огонь велся из тяжелых дальнобойных орудий, и ответным он быть не мог по определению.
Кто стрелял?
В данном конкретном случае даже не предпринималась попытка объяснить обстрел хитрым планом ополченцев, проникнувших в Старомихайловку и оттуда поразивших цели в Донецке. Но и это еще не главное, а то, что в таких преступлениях чаще всего обвиняют бойцов бывших добровольческих батальонов, а ныне полков ВСУ, таких как «Азов» или «Айдар». Эти подразделения «славятся», помимо высокого патриотического настроя, еще и слабой управляемостью. Они в Украинской армии считаются немного «безбашенными» и потому часто служат жупелом. Однако на этот раз сослаться на самоуправство карателей-любителей нельзя, им благоразумно тяжелого вооружения не дали. Так что Донецк обстреливали вполне «вменяемые» ВСУ, и никто более. Мог ли командир артиллерийской батареи регулярной армии принять решение о начале стрельбы сам по себе, исходя из собственного понимания тактической обстановки? Теоретически да, но на практике вряд ли. В этом случае его ждет суровое наказание, о чем и сам президент недавно говорил.
Откуда приказ?
Приказ поступил из Киева, в этом нет сомнений. Решение о последнем обстреле Донецка принято в самом верхнем эшелоне украинской власти. В том, что этот шаг нарушает условия Минских договоренностей, сомнений нет. Оправдать ведение огня по мирным кварталам каким-то ответным характером практически невозможно. Имеет место вполне сознательное пренебрежение мирным процессом, который вроде бы как наметился. Зачем это делается? На что рассчитывают в Киеве, отдавая такой приказ? Во-первых, на терпимость участников «Нормандской четверки», западных. Олланду и Меркель не впервой в ответ на справедливые упреки делать вид, что они ничего не слышат. Во-вторых, сам по себе Минский протокол неприемлем для нынешнего Киева, ни по форме, ни по содержанию. Его и не собирались выполнять, а брали в учет только самые выгодные позиции вроде овладения контроля над границей. Все остальное – поправки к Конституции, местные выборы, это дело десятое. Руководству Украины важна возможность полностью занять территорию, а уже потом можно и голосовать «свободно и безопасно», и статус присваивать какой-то.
Первоначальной тактикой по отношению к Минским договоренностям было принято их вербальное признание в качестве основного документа, но игнорирование деталей, таких как последовательность выполнения и точность трактовок. Однако вскоре выяснилось, что эта манера поведения вызывает нарекания не только в Москве, но и в стане тех, кто считается безусловным союзником по антироссийской коалиции. Даже такие преданные на вид друзья, как Нуланд и Байден, начали настойчиво вещать о децентрализации в первую очередь, а о контроле над границей уже во вторую или даже третью, после выборов. И теперь у Порошенко просто нет времени на дипломатическую борьбу за собственные интересы. Минский процесс нужно сорвать любой ценой, даже если вина в этом будет Украины, а не «сепаратистских» регионов. Но какое-то оправдание себе просто необходимо придумать. И вот оно нашлось.
Видео: Донецк в панике: В полдень террористы снова обстреляли жилые кварталы
Vox populi
Да, это глас народа. Оказывается, всё население Украины может восстать против примирения с откровенными врагами национальной идеи. Тогда неизбежен новый Майдан, нынешнее руководство будет сметено, а на смену ему придут куда более радикально настроенные деятели, и тогда Западу несладко придется. Это Порошенко с Гройсманом все такие демократические, открытые и прозрачные, а другие – те вообще страшные люди. С ними будет намного тяжелее о чем-то договариваться, они на компромиссы не пойдут, начнется большая война, и на восточных рубежах ЕС появится зона конфликта, соизмеримая с Сирией, Ливией, Афганистаном и другими горячими точками планеты. И беженцы пойдут соответственным потоком. И из Киева доносится ненавязчивый намек в духе «оно вам надо?» Это, конечно, шантаж.
Нет, народ другого хочет
Порочность этой логики подтверждается стремлением регионов к децентрализации, а точнее, к федерализации уже сейчас, без вооружённых столкновений на большей части страны. Расширения экономических и административных свобод жаждут депутаты уже четырех облрад (Житомирской, Кировоградской, Одесской и Хмельницкой), Ровенская область хочет взять под контроль добычу янтаря, самостоятельно избирать губернатора желают в Киеве и Черкассах, а Запорожье и Закарпатье требуют особого статуса. И это все свои люди, среди них сепаратистов, казалось, и быть не могло. Да, еще в Одессе порто-франко хотят. Эти народные избранники выражают волю избирателя, это или признать нужно, или… арестовать их что ли?
Последние союзники уходят
На всем этом невеселом для Порошенко фоне ещё и Савченко с Ярошем о чем-то увлекательно беседуют, причем в зоне АТО. На словах все вроде бы патриотично, за единую страну говорят, об отражении внешней агрессии и все такое прочее, но если послушать внимательно, то крамола сплошная.
То амнистия тех, кто «просто пострелять пошел», то есть оступился значит, то о переговорах прямых с Захарчено и Плотницким, на которые никто эту национальную героиню не уполномочивал, и даже о каких-то «улыбках» в адрес сепаратистов. Это все, конечно, и в обществе отнюдь не однозначно оценивается, настоящие патриоты дают отповедь и даже советуют Надежде ехать в «рашку» к своим друзьям, но сигналы тревожные. Ведь лидерами откровенных националистов не единая страна нужна, а свои собственные вотчины, где они будут властвовать безраздельно, как силы зла на Гримпенских трясинах. Так что и среди ярких патриотов союзников у Порошенко нет.
Да еще и митинг этот…
Все эти обстоятельства возникли не вчера, они давно накапливались. Киев предпринял оригинальную попытку взять под контроль ДНР и ЛНР посредством некоей вооруженной миссии ОБСЕ, которую на первых порах даже поддержали члены «Нормандской четвёрки», а суть ее состояла в том, чтобы произвести в мятежных регионах иностранную интервенцию. Однако эта идея вызвала неприятие в Донецке, и как раз сегодня там состоялся митинг против этой самой миссии, на который, как сообщили украинские СМИ, «людей сгоняли силой». Возможно, в Киеве последний обстрел рассматривали как средство устрашения, но это опять не сработало. Да и та миссия, что есть сейчас, опять ничего не заметила.