Имя Франсуа Олланда нынче на слуху. Президент одной из сильнейших в экономическом плане европейских стран произнёс резкие и эмоциональные слова, чем усложнил отношения сразу с тремя государствами, - Россией, Польшей и Украиной. В каждом случае повод был свой, отдельный, но хронологическая их близость позволяет предположить некое единство главной причины.
Видео: Франция и Россия на грани: состоится ли встреча Олланда и Путина?
Антироссийский выпад
Экономически Франция мощная страна – вторая после Германии в нынешнем Евросоюзе, но политический вес ее не столь высок. Вполне возможно, что этот фактор побудил Франсуа Олланда напомнить о значении возглавляемого им государства хотя бы вербально. Для начала он выразил сомнение в целесообразности планировавшейся встречи в Париже на высшем уровне в рамках «Нормандской четвёрки» 19 октября, обозначив тем самым протест против действий России в Сирии. Смысл посыла состоял в том, что коль скоро Москва поддерживает Башара Асада, то и говорить как бы не о чем (France-Presse). ВКС РФ и ВВС САР наносят бомбовые удары по городу Алеппо, в результате гибнут мирные жители - такова основная фабула заявления, перекликающегося по интонациям с недавними триадами Бориса Джонсона, руководителя британского Форин-офиса. В Кремле отреагировали на эти слова просто и сдержанно - визит главы государства перенесён на неопределённое время. Москва не настолько заинтересована в этих переговорах, чтобы настаивать.
Двойные стандарты
Обстановка в Сирии и в самом деле сложная, отрицать невинные жертвы не представляется возможным. Фактически вооружённые группировки, занявшие восточную часть города, используют население в качестве живого щита, попытки вести с ними переговоры неоднократно предпринимались, но результата не дали. Решение о штурме Алеппо в Дамаске пока не принималось именно по причине опасения, что возможны многочисленные потери среди жителей. О том, чтобы дать возможность террористам сохранить боевой потенциал сейчас, после срыва перемирия, не может быть и речи. Мсье Олланд, тем не менее, почему-то не вспоминает о жертвах другого конфликта, протекающего не в Сирии, а ближе, на Украине.
Там тоже в результате артиллерийских обстрелов и атак ВСУ есть жертвы среди мирного населения. Эти действия ни Олланд, ни Джонсон не относят к разряду военных преступлений, а напротив, демонстрируется искреннее дружелюбие по отношению к украинскому руководству и проводимой им политике. Впрочем, Франсуа Олланд и в отношениях с украинским президентом умудрился вызвать гнев последнего.
Отповедь Авакова
Даже стандарты, применяемые Олландом по отношению к Украине, оказались недостаточно двойными. Французский президент только лишь осмелился напомнить о Минских договорённостях, согласно которым в ДНР и ЛНР должны пройти выборы. Гневную отповедь дал не украинский МИД, а почему-то МВД в лице министра Арсена Авакова. Сама ситуация нестандартна, по сути, - даже трудно представить, чтобы шеф французской полиции или Скотленд-Ярда отчитывал бы как мальчишку президента какой-либо соседней страны.
Тем не менее, это теперь исторический факт - Аваков потребовал «не указывать», напомнил о героической эпопее майдана и заклеймил Олланда титулами «предателя» и «попутчика». По мнению Авакова, выборы будут только после установления контроля ВСУ над границами и всеми мятежными регионами, а не «под дулами оккупантских автоматов». Министр внутренних дел Украины также провел некие исторические параллели, напомнил об австрийском аншлюсе и присоединении к Германии Судетской области Чехословакии, хотя ситуация сейчас несколько отличается от той, что была в Европе в 1938 году. В общем, Аваков фактически выразил мысль о том, что выборы будут, но только под украинскими дулами. Отповедь достойная. Олланд ничего не ответил.
Видео: В Берлине Олланд и Меркель больше хотят говорить с Путиным о Сирии!
Польша и вертолёты
Третий конфликт у Олланда случился с Польшей. Суть его состоит в том, что крупный контракт, на который Франция уже строила планы, неожиданно сорвался. Авиастроительная фирма Airbus Helicopters победила в тендере на закупку полусотни вертолётов для ВВС Польши - сумма солидная, три миллиарда долларов, но внезапно Варшава изменила решение и заключила контракт с американским «Сикорским» (корпорация Lockheed Martin), о чём и было объявлено 4 октября.
Обида
Олланд обиделся и отменил визит, запланированный на 13 октября в рамках очередного франко-польского саммита. Этот поступок в духе «моей ноги у вас больше не будет» стал причиной довольно ехидного комментария со стороны министра иностранных дел Витольда Ващиковского. Чему-чему, а развитию дальнейшего сотрудничества такие демарши явно не способствуют, что тем более важно, если учесть, что польское оборонное ведомство имеет планы масштабного перевооружения, и вертолёты будут нужны ещё нескольких классов. Так что окончательно отношения всё же лучше было бы не портить.
Видео: А Стоит Ли Так Нервничать Перед Гаи, Водитель?
Техническая сторона дела
Возможно, что Олланд и имел основания обижаться на Варшаву, но политический деятель и президент уважаемого государства тем и отличается от нервной пожилой женщины, что должен уметь сдерживать эмоции ради стратегического успеха.
Французский вертолёт H225M Caracal в самом деле превосходит американский аналог U-60 Black Hawk по техническим характеристикам и надёжности, к тому же он дешевле, однако в данном случае решение о закупке принималось исходя из других соображений, в том числе экономических и политических. Во-первых, «Чёрные ястребы» собираются на авиазаводе PZL в г. Мельце (том самом, где строились знаменитые Ан-2) в Польше, так что ценовой фактор в значительной степени нивелируется получением налоговых отчислений и занятостью местных трудовых ресурсов. Во-вторых, партнёрские отношения с США, вероятно, в Варшаве ценят более высоко, чем с Францией. И, в-третьих, каждое государство вправе самостоятельно решать, где и что закупать для своих вооружённых сил. Истеричная реакция не украшает лидера ни при каких обстоятельствах, и даже в случае более масштабных неудач она неуместна.
Комментарии Николя Саркози
Лидер французской парламентской республиканской оппозиции и предшественник Олланда на президентском посту, естественно, воспользовался явной промашкой своего преемника, и было бы странно, если бы он этого не сделал. Николя Саркози подверг критике необязательность о неумение держать слово по отношению к Москве (France-Presse), но его едкие замечания могли бы иллюстрировать и другие последние демонстративно-обидчивые поступки нынешнего хозяина Елисейского дворца. Стараясь выражаться предельно корректно, экс-президент, тем не менее, употребил такое слово, как «безответственность». Саркози считает, что уход от диалога в критические моменты и, тем более, ультимативный тон, не могут считаться достойным выходом из сложной ситуации. Тем более если Олланд хочет выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах.
«Или воевать…»
Бывает, что политический деятель, ведущий достаточно невнятную линию, вдруг желает продемонстрировать решимость или даже брутальность. Примерно так повёл себя и Олланд во время интервью телеканалу TF1. Помимо обычных уже рассуждений о возможных рычагах давления на Россию (через Совет безопасности ООН, например) он упомянул и чисто теоретический вариант решения сирийской проблемы силовым путём, сразу оговорившись, впрочем, что сам он хочет мира. В качестве положительного примера дипломатии Олланд привел усилия, свои и Ангелы Меркель, по достижению прекращения огня на Донбассе. По мнению французского президента, они «преуспели». К такому же успеху они стремятся и в отношении Алеппо.