Категорический императив Канта - нравственный закон свободного человека

Видео: Нравственное богословие. Категорический императив Канта. Выпуск от 20 мая

Золотое правило этики – действовать по отношению к ближним так, как хотелось бы, чтобы они поступали по отношению к нам, часто ошибочно отождествляют с постулатом Иммануила Канта. Ошибочно, потому что немецкий философ писал отнюдь не об этом. Категорический императив Канта нечто, что выражает нравственный закон, безусловное «должен». Оно находится вне зависимости от того, хочется нам нечто делать или нет.

Этика Канта – категорический императив и понятие максим

Различают два вида императивов: кроме категорического есть еще гипотетический, или условный. Он определяется как условная форма веления, в этом случае обязательность некоего действия имеет основание в том, что это самое действие – желаемое (или может быть таковым). Условный императив обращает внимание на содержание, и ценность поступка или действия здесь определяется тем, для чего это действие сделано.

Видео: Нравственное богословие




В противоположность ему, категорический императив Канта – это нечто обязательное само по себе, критерий, которым можно определять нравственность поступков. Формулировка его самим автором звучит так: человек должен действовать так, чтобы его поступки, его действия могли сыграть роль примера для других, то есть он может делать только то, с чем он согласился бы, если бы это делали все вокруг него.

И. Кант определял максиму как некое суждение, которое связывает между собой цели человека и его поступки. Это субъективные взгляды на то, как следует себя вести, даже не столько взгляды, сколько принципы, убеждения. Категорический императив Канта предполагает, что следует иметь только те взгляды, которые нас устроят, если станут убеждениями для всех, кто нас окружает, для социума вообще. При этом никакого значения не играет конкретная ситуация – все, что соответствует императиву, –нравственно.

То, что предлагает Кант – это предложение разуму, а не чувствам, подобную оценку своих действий может произвести разум, сердце на такое не способно. Хотя познание человеком окружающего мира начинается с эмпирического, то есть с чувственных ощущений, оно неполно. Вернее, в деле познания природы этот способ достаточно хорош. Но чтобы судить о нравственном, нужно нечто иное. Так как, по мнению философа, законы нравственности нельзя вывести на основе собственного опыта.

Поэтому создать научное знание о морали и праве так, как это происходит в естественных науках, представляется невозможным. Отсюда – получить необходимое, используя в качестве источника суждений разум.

Видео: Книга «Нравственное богословие для мирян»



Свобода и нравственность

По-настоящему свободный тот, кто руководствуется определенными нормами, ставит некие правила выше временных обстоятельств. Высоконравственная личность не может исходить в своих поступках из каких-то условных правил, которые меняются от ситуации к ситуации. Такая личность должна мерить свои действия и предпринимать их, исходя из безусловного нравственного закона, созданного самим разумом, не ограничивающего, но дающего свободу. Категорический императив Канта – и есть такой безусловный закон. Он не говорит о том, как нужно поступить в той или иной конкретной ситуации. Есть лишь общая идея, понятие долга перед человечеством, личность же имеет полную нравственную свободу делать как угодно – единственное, что это «как угодно» должно максимально соответствовать моральному закону.

Для философа нет никакого принуждения или насилия в следовании императиву. Мораль – это нечто, что имеет в своей основе внутренние побуждения человека, понимание им своего долга, в том числе перед обществом. Поэтому категорический императив Канта всего лишь дает стержень, при этом предлагая личности свободу. В том числе свободу и от религии, и от любых стереотипов по отношению к обществу, ведь это правило может применить в своей жизни абсолютно любой человек.



Внимание, только СЕГОДНЯ!


Поделись в соцсетях:
Оцени статью:


Похожее
» » » Категорический императив Канта - нравственный закон свободного человека