На стене – старая школьная фотография. Самая обычная, чёрно-белая. Многие годы писатель Анатолий Алексин всматривался в каждое лицо, в каждую судьбу, однажды запечатленную на вечную память: и в миловидную учительницу, сидящую в самом центре, и в учащихся вокруг неё, особенно в тех, которые удивительным образом оказались в пятом ряду… Кто они? Рассказ «Третий в пятом ряду» (краткое содержание следует далее) поведает нам об этой прекрасной и одновременно трагичной истории.
Особенности повествования
Многие произведения писателя Анатолия Алексина посвящены проблемам подросткового возраста, и повествование в них ведётся от имени этих самых подростков. Они выступают то в роли антигероев, то наоборот – бросаются на помощь, прежде всего взрослым, чтобы уберечь их от проблем, чтобы взять на свои ребяческие, ещё совсем хрупкие и доверчивые плечи их ответственность.
Но повесть «Третий в пятом ряду» (краткое содержание шести глав следует далее) отличается от других. Кажется, впервые автор предложил в качестве рассказчика не юного человека, а пожилую учительницу русского языка и литературы, которая всю свою жизнь посвятила обучению и воспитанию детей. Можно сказать, что Алексин изменил угол обзора, но не объект наблюдения. И что же? Результат оказался неожиданным и вместе с тем предсказуемым: зрелость души – категория не возрастная, а нравственная. Один до истины доходит ещё в отрочестве, и не нужны ему для этого ни опыт, ни знания. А другой достигает её лишь тогда, когда голова полна седых волос. Но обо всём этом по порядку. Читаем краткое содержание: «Третий в пятом ряду».
Старая фотография
Над столом в комнате Веры Матвеевны висело множество фотографий. Это были выцветшие изображения классов, в которых пожилая учительница некогда преподавала русский язык и литературу, а в некоторых к тому же работала и классным руководителем. Помнила она всех своих учеников без исключения, и с ходу могла назвать их имена и фамилии.
Елизавета, четырёхлетняя внучка преподавательницы, всё любила водить пальчиком по чёрно-белым снимкам и спрашивать, кто этот мальчик, как зовут эту девочку. Но особенно ей приглянулся один рыжеволосый парень – Ваня Белов. Почему? Автор не даёт прямого ответа. Читателю предлагается самому отыскать его, почувствовать. И тогда ему откроется вся суть произведения «Третий в пятом ряду», краткое содержание которого приведено в данной статье.
Ваня Белов
Каждый день Лиза настойчиво просила бабушку рассказывать истории об этом рыжем парне, который на фотографии выглядел обычным светловолосым подростком, но, в отличие, от других, улыбался, а ещё – стоял в пятом ряду, третьим сразу после папы Елизаветы. Да, отличий было много. Каких? Читаем дальше повесть, которую написал А. Алексин – «Третий в пятом ряду». Краткое содержание второй главы подробно расскажет обо всех. Именно он, однажды ловко пройдя весь карниз третьего этажа, вошёл в класс через окно с самым обычным видом: «Разрешите войти?» Не кто иной, как Ваня Белов, заявил о начале голодовки в знак протеста против несправедливого отношения учительницы к одному из учеников – её собственному сыну. И, наконец, как раз он и соорудил тот самый пятый ряд, взгромоздив один стул на другой, чтобы выиграть спор и очередной раз нарушить привычный строй и порядок.
Да, историй о проделках «злого гения» у Веры Матвеевны было много. Она рассказывала их внучке с единственной целью – педагогической, чтобы Елизавета училась на отрицательном примере. Но случился парадокс: чем больше историй слышала девочка, тем больше она им восхищалась. Но был ли этот парадокс единственным в жизни учительницы с огромным педагогическим опытом?
Любить всех одинаково
Ваня Белов – не просто один из главных героев повести, которую написал А. Алексин, «Третий в пятом ряду». Краткое содержание четвёртой главы произведения акцентирует внимание на том, что он – «проявитель» для старой учительницы, «химический раствор», помогающий получить явное изображение из скрытого. Вера Матвеевна – это открытая, умная, любящая женщина, мать, друг, которая каждый день одевала себя в «серое платье» педагога с огромным опытом работы, стремящаяся во что бы то ни стало любить всех «одинаково», никого не выделять в «ряду», и всех, не исключая мужа и сына, приводить к «одному знаменателю» своего мировоззрения. Прожила она долгую жизнь, но так и не смогла понять, кем же был для неё Ваня Белов: загадкой, мучением или всё же счастливым обретением. И только непредвиденное семейное несчастье побудило пожилую женщину пересмотреть своё отношение к окружающему миру, людям и самой себе.
Ничтожные вчерашние беды
Перед нами повесть «Третий в пятом ряду». Краткое содержание по главам произведения А. Алексина на этом не заканчивается. Продолжаем…
С маленькой Лизой, которую родители отдали на воспитание бабушке, случилась беда – аллергический шок. Девочка оказалась в смертельной опасности. Нужна была срочная операция. И взялся за неё не кто иной, как известный хирург Белов. И старая учительница вдруг почему-то решает, что это тот самый её «злой гений» - Ваня, с которым она не знала, что делать, и из-за которого вынуждена была перейти работать в другую школу. Страх за внучку, безмерная благодарность за её спасение и непреодолимое чувство вины, заглушаемое ею в течение всей жизни, – всё это каким-то нежданным образом сплетается воедино, вырывается наружу и стремительно захлёстывает её целиком, вызывая глубокое раскаяние и перед Ваней, и перед собственным сыном, и перед бывшим мужем. Кажется, что автор подводит нас к логической, предсказуемой развязке.
Другой поворот
Но тут-то и проявляется основной смысл произведения «Третий в пятом ряду», краткое содержание которого подходит к завершению. Проводивший операцию хирург оказывается всего лишь однофамильцем Белова. И обновлённая душа Веры Матвеевны рвётся во что бы то ни стало найти бывшего ученика и поговорить с ним. Ощущается скорая счастливая развязка. Вот, наконец, и дом Вани. Дверь открывают постаревшие родители, которые с первого взгляда узнали бывшую классную руководительницу и, как прежде, предложили ей раздеться, но она не может, она торопится объясниться, поделиться сокровенным и окончательно успокоиться. Однако долгожданную точку не удается поставить: в руках изрядно потрепанный листок – похоронка от сорок пятого. Да, в самом конце войны, весной, возле города Пенцлау Ваня Белов погиб.
Отзывы
Какие могут быть отзывы у такого глубокого произведения? Без сомнения, только положительные. Произведение находило, находит и, несомненно, ещё много лет будет находить своих благодарных читателей всех возрастных категорий. И причин тому несколько. Многие отмечают лёгкость восприятия. Никаких сложных оборотов, тонкий юмор. Создаётся ощущение, что автор однажды просто сел за свой стол, и мысли, чувства сами облеклись в слова, легко, без единой запинки. Но самое главное – это то, что каждый среди множества строк сможет найти то, что тронет его сердце, то, без чего что-то настоящее, истинное перестаёт быть настоящим.
Ещё раз хочется напомнить, что статья посвящена повести А. Алексина «Третий в пятом ряду». Краткое содержание и отзыв, даже самый положительный и полный, не может отобразить в полной мере эмоциональные переживания всех действующих лиц, описать, какой огромной силой они обладали, иногда благой, а иной раз и разрушительной, в жизни человека. Поэтому для более глубокого понимания описанных событий необходимо прочитать произведение целиком.