Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) работал в разнообразных жанрах, но более всего его имя связывают с рядом портретов. Жизнелюбие, умение передать на полотне восхищение от того мира, который уже уходил, уютного и степенного мира купечества. Он был несколько идеализирован. Женщины, которых изображал Б. М. Кустодиев, всегда красивы и зачастую величественны и монументальны.
Некоторые факты из биографии
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти, и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. А с 1906 года он ищет свой путь в искусстве и приходит к изображению мещанско-купеческого быта в провинции. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком»: черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Женился же художник в 1900 году на изящной, хрупкой девушке, с которой познакомился, выехав на этюды в Костромскую губернию. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. И когда врачи поставили ее перед дилеммой, что оставить в движении после операции – руки или ноги, то она выбрала руки. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. С 1909 года Кустодиев пользовался инвалидным креслом, и на эти же годы и последующие приходится пик его творческой активности.
Жизнерадостные полотна
Болезнь не сломила Бориса Михайловича. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Западные дамы и девушки, сухощавые, с узкими бедрами и достаточно широкими плечами, сильно отличаются от русских. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность! Истинно русская женщина. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. Кроме того, в конце XIX – начале XX века в моду вошли изнеженные печальные женщины, которых мы видим на полотнах В. Борисова-Мусатова, К. Сомова. А чем же хуже «кустодиевские женщины»? Ничем. Они просто иные.
Народное представление о красоте
Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. А в чем состояло понятие красоты у русского народа? Конечно, в здоровье, в полных ногах, белом и румяном лице, в соболиных бровях, а недостатком считали сутулость и худобу. Еще ценилась толстая, в руку, коса. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Разве худая узкобедрая женщина выносит крупного жизнеспособного ребенка и быстро разрешится в родах? Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Златоволосая, дородная красавица любуется на новую шаль, а рядом стоит прислуга, которая держит меховой палантин. Примерка будет продолжаться. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Вот такие они - «кустодиевские красавицы».
Видео: Холодное сердце - песня «Отпусти и забудь»
Народные гуляния
Не только портреты, но и полномасштабные полотна создавал художник. Картины Кустодиева полны радости жизни. Вот примеры: «Ярмарка» (1908), «Гуляние» (1909), «Выходной» (1920). На всех полотнах солнечно, буйствуют летние краски, все спокойно вышли на улицу - на народ посмотреть и себя показать.
Чаепитие
Что может согреть холодным сереньким днем или утолить жажду в жаркий денек? Конечно, чай. Он хорош и в праздники, и в будни. Стол же ломится от традиционных русских пирожков, пирогов, варенья разных сортов. На столе непременно пузатый начищенный до зеркального блеска самовар, который растапливают еловыми шишками. Заварочный чайник стоит сверху, и когда разливают чай по чашкам, то его непременно разводят кипятком. А чтобы он не обжигал, то можно и перелить его в блюдце. Именно такую картину мы видим на полотне, которое написал Кустодиев, «Купчиха за чаем». И какой же прелести полна эта женщина! Белолицая, с полными плечами и руками, с пухлыми пальчиками, которыми она немножко манерно и картинно держит блюдце. Есть в этом своеобразный шик. Нет, дворянин эту манеру осмеет, но какое ей дело до него. А если зайдет нежданный гость, хозяйка не ударит перед ним лицом в грязь. С достоинством усадит дорогого гостя нарядная хозяйка, в ушах которой покачиваются серьги-груши и белый воротник платья которой скреплен бантом с дорогой брошью. Она сидит на прохладной веранде в тени дубовых деревьев. К ней ластится трехцветная кошечка. Вот где уют и довольство. Пусть это немного смешно, но зато как хорошо!
Видео: Караоке Девушки Эквестрии песня в столовой
В наши дни
Упорное желание женщины, вопреки своей природе, загнать себя в навязанные Западом параметры заставляют женщин и девушек иссушать себя самыми разными диетами. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Тогда и походка, и осанка, и взгляд на себя изменится. По-другому будут смотреть мужчины на довольную жизнью с пышными формами девушку, которая не боится съесть лишний кусочек и не жеманничает за столом. Вот к такому выводу приходишь, когда смотришь на красавиц, которых навсегда запечатлел на своих полотнах Б. М. Кустодиев.