Видео: Параноидное расстройство личности* 7 симптомов
На повседневном сленге патологических ревнивцев называют параноиками, а непонятных людей – шизофрениками. Хотя это серьезные диагнозы, которые поставить может только психиатр. А иногда доктору приходится ставить диагноз «шизофрения параноидная». Вообще данный подвид болезни настолько отличается от других, что некоторые эксперты сомневаются, можно ли эту разновидность считать собственно шизофренией.
В чем отличие заболевания «параноидальная шизофрения» от прочих форм? В том, что мышление пациента при данной форме остается сохранным, оно, конечно, предвзятое и ригидное, но такие люди имеют высокий коэффициент интеллекта, и он не снижается с очередным приступом болезни, как это бывает при «обычной» шизофрении. Также яркими остаются эмоциональные проявления, болезнь не сглаживает эмоции такого пациента, не погружает его в вынужденное одиночество, люди с диагнозом «параноидальная шизофрения» склонны к подозрениям, но в целом общительны. Хотя полученную при общении информацию склонны интерпретировать однобоко, предвзято.
Как проявляется параноидальная шизофрения? Симптомы могут быть общими, характерными не только для этой болезни, например, тревожность, склонность к насилию, гневливость, суицидальные мысли. Но есть признаки, которые однозначно отличают заболевшего – это бред и галлюцинации.
Видео: Лекция об атаке брома хромом.
Бред, как правило, заключается в том, что пациент думает, будто кто-то хочет навредить ему. «Виноватыми» могут быть правительство, члены семьи или масоны. Теперь понимаете, откуда растут ноги у теорий заговоров? Так что при рассказах о глобальных заговорах можете покрутить пальцем у виска. Мысленно. Потому что параноидальные шизофреники могут вас заподозрить в чем-нибудь, а они ведь склонны к насилию.
Наиболее часто встречаются идеи о том, что правительство следит за каждым шагом пациента и чуть что церемониться не будет – человека просто ликвидируют. На самом деле, не так просто отличить реальные преследования от вымышленных, потому что логику больные сохраняют. И здоровому человеку трудно бывает разобраться, кто же прав. Например, находящийся в больнице оппозиционный режиссер утверждает, что его туда посадили за «нехорошее поведение». Не так то просто понять ситуацию, ведь политические репрессии с использованием психиатров широко практиковались в Советском Союзе.
Гораздо яснее второй характерный признак – галлюцинации. Они обычно представляют собой слышимые только пациентами «голоса». Последние обычно неприятны, иногда комментируют поведение пациента, иногда беседуют между собой. Часто жестоко обличают разные недостатки больного. Голоса также могут командовать. В том числе отдать приказ причинить вред себе или окружающим. Поэтому таких пациентов можно считать при некоторых условиях даже опасными. Проблема в том, что заболевшие не могут отличить галлюцинации от реальности, особенно, если они не только слуховые, а еще и визуальные.
В начале болезни мышление бывает сохранным, но со временем оно становится разорванным, болезнь вступает в свои права. Хотя этот процесс медленнее, чем при других формах. У больных с диагнозом «параноидальная шизофрения» часто не нарушены процессы сосредоточения, остается на хорошем уровне внимание.
Многие пациенты вполне способны продолжать профессиональную деятельность, особенно если она не связана с тесным взаимодействием между людьми. Например, ведение бухгалтерии или программирование.
Не позволяйте диагнозу становиться между вами и людьми. И не важно, пациент вы, друг больного или его родственник. Помните – нельзя разбрасываться диагнозами, если вы не врач-психиатр с большим опытом. Да и сами психиатры обычно не принимают решения в одиночку. Будьте осторожны и берегите себя и близких.