Англосаксонская правовая система – это совокупность правовых норм и взаимосвязей между ними, характерных для Великобритании, США, Австралии и других территорий, когда-то входивших в состав Британской Империи. Ее еще могут называть англо-американской системой или правовой семьей. Основные положения этого юридического устройства сформировались еще в средневековье. Считается, что данный порядок ведет происхождение от норманнского завоевания Англии после битвы при Гастингсе в 1066 году. Тогда, как и во всей Европе, право законотворчества принадлежало королям или другим царственным особам. Поскольку суды в столице завоеванной стране были королевскими, а норманны сместили старые порядки, то решения этих судов становились положениями, имевшими обязательную юридическую силу.
Так сложилась ситуация, когда при рассмотрении конкретного случая королевские судьи выносили решение и формулировали правила, которыми они руководствовались при принятии своего вердикта. Довольно часто судьи использовали обычаи, сложившиеся вне каких-либо юридических рамок. Эти решения доводились до ведома всех остальных судов в государстве, и они должны были руководствоваться теми же правилами, принимая при аналогичных делах подобные постановления. Такой вид источника право получил название прецедента, то есть обязательного образца, по которому следовало разбирать сходные случаи. Англосаксонская правовая система характеризуется тем, что ее законодательные нормы представляют собой огромное количество прецедентов.
С течением времени, упадком феодальной хозяйственной системы и ростом городов и буржуазии, сформировался другой вид права, когда канцлер короля по правилам четкой процедуры решал споры, с которыми тяжущиеся стороны обращались к монарху. Этот вид законодательных полномочий получил название права справедливости, в отличие от основной совокупности судебных прецедентов (общего права). Можно сказать, что англосаксонская правовая система долгое время носила дуалистический характер, потому что решения обеих юридических ветвей записывались отдельно и имели разные сферы применения.
Когда во второй половине XIX века в стране произошла судебная реформа, оба уложения, использовавшие прецедент в качестве нормативного источника, сделались одним целым. Вплоть до наших дней традиция разрабатывать законодательство на основании судебных решений является основной для Великобритании, и на ней покоится вся правовая система общества. В отличие от континентального права, такие нормы более эластичны и не столь монолитны, но с другой стороны они позволяют достаточно широкую трактовку, а огромная роль в их правоприменении принадлежит процессуальным моментам. Поскольку многие положения римского права не были инкорпорированы в «островную» совокупность легальных установлений, развивавшуюся автономно, то разделение на публичное и частное право в ней тоже отсутствует.
Правовая система Англии никогда не знала и до сих пор не знает многотомных кодексов, характерных для остальной Европы. Хотя в современном обществе право разделено на определенные виды, ни на практике, ни в теории этим разграничениям не придают большого значения. Все суды в этой стране имеют общую юрисдикцию, и один и тот же суд может разбирать случаи из гражданского, уголовного, административного, торгового права, и так далее. Иерархия в этом законодательном устройстве существует не между законами, а между прецедентами, и обязательность прецедента зависит от того, какого уровня суд его утверждает. Высшую обязательную силу имеют решения, принятые Палатой Лордов, Апелляционным и Высоким судами.
Англосаксонская правовая система позволяет изменить принятый ранее прецедент, однако для этого требуется постановление самой высшей инстанции или же Парламента. Но такие случаи очень нечасты, тем более, что редко можно встретить дела, как две капли воды похожие друг на друга. Поэтому если судьи считают, что рассматриваемое ими дело не имеет сходства ни с каким другим, то они сами могут оказаться авторами новой нормы. В данном типе законодательной регламентации полномочия судей чрезвычайно широки. Однако их регулирует так называемое статутное право, состоящее из законов и инструкций, принимаемых парламентом (известно, что каждый год утверждается около восьми десятков таких документов). В последнее время этот вид юридического устройства играет в «островной» системе права все возрастающую роль.