Тяжелый крейсер «Принц Ойген» был гордостью флота гитлеровской Германии. Он представлял собой мощнейшее на то время оружие на море, изготовленное с учетом всех современных требований и обладавшее одними из самых лучших характеристик среди военных судов периода Второй мировой войны. Впрочем, судьба у этого корабля была достаточно трагическая. Давайте выясним, каков же был тяжелый крейсер «Принц Ойген», его основные характеристики и историю до самой гибели.
История создания
Немецкий крейсер Prinz Eugen был создан во второй половине 30-х годов прошлого столетия. Заказ на его создание поступил на германскую судоверфь Генриха Круппа Germaniawerft в ноябре 1935 года. Эта компания была создана предпринимателем Ллойдом Фостером в 1867 году в городе Гаардене, близ Киля, за три года до возникновения единой Германской империи под верховенством Пруссии. Первоначально фирма называлась «Северо-Германская строительная компания». В 1896 году она была приобретена одними из богатейших в Германии предпринимателями – семейством Круппов. Верфь выпускала не только военные, но и гражданские корабли. На рубеже веков она вышла на второе место по поставке судов для германского имперского флота. Во время Первой мировой поставляла армии также подводные лодки.
«Принц Ойген» должен был стать третьим по счету немецким кораблем программы, в рамках которой выпускались тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер». В данной серии уже были выпущены два корабля – «Адмирал Хиппер» 1937 года постройки, по имени которого вся линейка судов получила название, а также «Блюхер» того же года выпуска. Кроме того, должны были быть построены ещё два крейсера – «Лютцов» и «Зейдлиц». Но к окончанию войны они ещё не были готовы. При постройке «Принц Ойген» получил условное обозначение «J».
Строительство началось в апреле 1936-го и длилось почти два с половиной года. Оно обошлось немецкой казне в сумму 109 млн рейхсмарок. Для сравнения, стоимость британского корабля аналогичного типа «Каунти» была в 2,5 раза меньше. В конце концов тяжелый крейсер «Принц Ойген» был спущен на воду в августе 1938 г. Но на окончательную доработку всех внутренних узлов и оборудования понадобилось ещё два года. В итоге крейсер окончательно вошел в строй немецкого флота лишь в августе 1940 года.
Название крейсера
Свое наименование тяжелый немецкий крейсер «Принц Ойген» получил в честь величайшего полководца Австрийского государства Габсбургов рубежа XVII-XVIII веков, принца Евгения Савойского. Хотя он принадлежал к одному из правящих в Италии феодальных герцогских родов и родился в Париже, но большинство его выдающихся заслуг, в частности успешные действия в войне за испанское наследство и в турецкой компании, были добыты на службе австрийской короне. Среди его великих побед как военачальника следующие сражения: битва при Зенте (1697 г.), отражение осады Турина (1706 г.), битва при Мальплаке (1709 г.), взятие Белграда (1717 год).
Как раз в 1938 году произошел аншлюс (присоединение) Австрии к Германии. Это было преподнесено фашистской пропагандой как воссоединение нации. Чтобы показать единство Германии и Австрии, было решено назвать новый корабль в честь выдающегося австрийского полководца. Слава Евгения Савойского должна была стать предзнаменованием побед крейсера. Так судно Prinz Eugen 1938 года выпуска получило свое название.
Технические характеристики
Что же представлял собой тяжелый крейсер «Принц Ойген» в техническом плане?
Его длина была равна 199,5 м при стандартной оснастке, и 207,7 м при полной. Водоизмещение судна составляло 14 506 т при стандартной оснастке, и 19 042 т – при полной. Ширина корабля - 21,7 м. Максимальная скорость крейсера достигала 32 узла, что было равно 59,3 км/ч. Суммарная мощность трех паровых турбин и двенадцати котлов корабля – 132 000 лошадиных сил, или 97 МВт. Осадка судна Prinz Eugen составляла от 5,9 до 7,2 м. При скорости 16 узлов крейсер мог совершать безостановочное плавание на расстояние до 6,8 тыс. морских миль. Экипаж корабля комплектовался из команды в 1400-1600 человек, что было довольно много для судна подобного класса.
Толщина брони на башнях достигала 160 мм. В то же время наиболее тонкой она была на палубе – 30 мм, и на бортах – от 40 мм. Толщина брони на траверсах и барбетах была равна 80 мм.
«Принц Ойген» был укомплектован самым современным на то время радиоэлектронным оборудованием, качеством которого могли похвастаться далеко не все боевые корабли мира. Особенно славился он средствами обнаружения, способными отыскать противника на море, на небе и под водой. На борту корабля имелись даже аналоговые компьютеры. Впрочем, обилие электроники иногда играло и плохую шутку с крейсером, так как новые технологии обладали ещё целым рядом недостатков, а некоторые были явно «сырыми». Но даже несмотря на это, по технологической начинке кораблю не было равных в Европе.
Вооружение
Боевая мощь не была сильной стороной корабля Prinz Eugen. Но в то же время этот недостаток компенсировался возможностью более прицельного управления огнем по сравнению с другими суднами и наличием современных средств обнаружения противника.
Вооружение корабля состояло из восьми артиллерийских орудий калибра 203 мм, двенадцати универсальных орудий зенитной артиллерии калибра 105 мм, шести автоматических пушек калибра 37 мм, и десяти – 20 мм. Кроме того, у крейсера имелось четыре торпедных аппарата калибром 533 мм с боезапасом 12 торпед. Авиационная группа состояла из одной пневматической катапульты и четырех разведывательных гидросамолетов.
Первое сражение
Боевое крещение корабль «Принц Ойген» получил в ходе морской битвы, которая стала известна как сражение в Датском проливе.
Судно впервые вышло в открытое море в мае 1941 года. Его сопровождали два эсминца, а также несколько прорывателей заграждений. Вскоре «Принц Ойген» соединился с другим известным кораблем Второй мировой войны – линкором «Бисмарк». Их совместный путь пролегал через Датский пролив.
Движение немецким судам перекрыли британские корабли. 24 мая 1941 года между ними произошло сражение. В бою было уничтожено несколько британских судов, линкор «Бисмарк» поврежден, прорваться через пролив смог Prinz Eugen. Корабль вышел в Северное море. Впрочем, в силу ряда обстоятельств поживиться захватом вражеских торговых судов ему не удалось. В июне 1941 года, после двухнедельного плавания, крейсер прибыл в порт французского города Брест, контролируемого силами вермахта.
Возвращение в Германию
Но в Бресте «Принц Ойген» и другие немецкие корабли постоянно подвергались опасности уничтожения из-за периодических авианалетов британцев. В феврале 1942 года было принято решение о возвращении крейсера вместе с линкорами «Гнейзенау» и «Шарнхост» в германские порты. Данное мероприятие по прорыву к родным берегам получило название «Операция Цербер».
Несмотря на то что во время возращения домой крейсер неоднократно подвергался атакам авиации и вражеских судов, ему все-таки удалось за трое неполных суток достичь устья реки Эльбы. Операцию можно было считать успешно завершенной. Это был беспрецедентный и дерзкий прорыв через Ла-Манш, прямо под носом британской авиации и флота. Прорыв ознаменовал моральную победу немцев и укрепил их дух. Хотя стратегического перелома в проигрышной для Германии ситуации на море так и не произошло.
В водах Балтики
Следующий этап деятельности «Принца Ойгена» связан с нахождением в водах Балтийского моря, куда он был вскоре переброшен.
Нельзя назвать этот период истории крейсера славным. По сути, он в это время выполнял функции самой большой канонерки Балтики, хотя, естественно, это не было изначальным его предназначением. Главным образом «Принц Ойген» производил обстрелы побережья, занятого противником. Приходилось обстреливать даже собственные берега и базы. Так, например, случилось, когда Красная Армия подошла к Готенхафену. Тогда от обстрелов пострадали даже окрестности Данцига (современный Гданьск в Польше). В этот же период своего существования крейсер отправлялся в рейд к побережью Норвегии.
Случались с ним и нелепости. Так, «Принц Ойген» протаранил только что вышедший из доков немецкий крейсер «Лейпциг».
В апреле 1945 года «Принц Ойген» был отправлен в столицу Дании - Копенгаген. Там он и пребывал до самого подписания капитуляции Германией.
Итоги войны
Несмотря на то что германское руководство возлагало большие надежды на крейсер «Принц Ойген», оправдать их судну было не суждено. Корабль предназначался для боев в Атлантическом океане с флотом США и Британии, но большую часть времени он ходил как канонерка в Балтийском море. Главным образом это было связано с тем, что Германии так и не удалось навязать серьёзную войну союзникам на море. Кригсмарине (военно-морские силы Третьего рейха) явно уступал по мощи британскому флоту, прочно удерживавшему первенство в европейских морях.
Более того, по итогам войны оказалось, что «Принц Ойген» не смог потопить ни одно из вражеских судов. Хотя он повредил один из эсминцев Великобритании и сбил около десятка вражеских самолетов. Но нужно справедливо отметить, что и противник не смог нанести ему хоть какой-то существенный ущерб. Но к концу войны боезапасы крейсера заканчивались. Например, снаряды для орудий калибра 8 дюймов Германия перестала выпускать ещё в 1942 году. Снарядов калибра 203 мм, которые были основными, на борту крейсера осталось менее сорока.
Можно сказать, что действия «Принца Ойгена» в Балтийском море, где он большую часть своей недолгой истории курсировал, очень напоминали стрельбу по воробьям из пушки. Тяжелый крейсер подобных размеров и технической комплектации был слишком дорогим проектом, чтобы выполнять функции «самой большой канонерки Балтийского моря». Но самый великий подвиг корабля был ещё впереди, после завершения войны. О нём подробно мы поговорим ниже.
В составе флота США
После капитуляции Германии в мае 1945 года «Принц Ойген» был передан Соединенным Штатам Америки согласно Потсдамским договоренностям. В январе 1946 года он был переведен в Бремен и присоединен к флоту США. Впрочем, тогда он получил статус не боевого судна, а всего лишь испытательного корабля. Командование крейсером было передано капитану 1 ранга А. Граубарту, который, несмотря на американское подданство, являлся этническим немцем.
Вскоре крейсер совершил трансатлантическое плавание, в ходе которого был переведен из Бремена в американский город Бостон. В порту этого населенного пункта «Принц Ойген» был тщательно обследован. Также с него было выгружено на берег все оборудование, включая вооружение. По результатам комиссии было решено отправить корабль на атолл Бикини в качестве цели для испытания ядерного оружия.
В марте крейсер отплыл из Бостона для перевода в воды Тихого океана, в который попал через Панамский канал. Затем уже в тихоокеанской акватории пришвартовался у Сан-Диего в Калифорнии. После этого «Принц Ойген» взял курс на Гавайи. В первой половине мая он достиг американской базы на этих островах – Пёрл-Харбор. В июне 1946 года прибыл на атолл Бикини – конечный пункт назначения.
Ядерное испытание
Гибель корабля «Принц Ойген» произошла в результате испытания Соединенными Штатами ядерного оружия на атолле Бикини. Взрывы были произведены 1 июля 1946 года. Кроме крейсера «Принц Ойген» в нем принимали участие и другие боевые корабли мира, в частности трофейные и списанные американские суда.
Первый ядерный удар был нанесен по крейсеру с воздуха. Горизонт озарился ярким слепящим светом, прозвучал ужасающей силы раскат. Эпицентр взрыва от сброшенной ядерной бомбы находился в 8-10 кабельтовых от корабля. Все считали, что судно разнесено в клочья. Но, несмотря на ожидания, повреждения крейсера были несущественными. Фактически они заключались только с полностью сорванной с борта краски.
Следующий взрыв ядерной боеголовки был произведен под водой. На этот раз повреждения были куда более значительными. Листы обшивки были вдавлены в крейсер, и он дал течь, но при этом не затонул и не дал крена. Такая стойкость немецкого корабля поразила американцев. Они планировали его полностью уничтожить в ходе вышеописанных взрывов. Теперь же «Принц Ойген» был отбуксирован на атолл Куазьлень и ожидал будущих испытаний.
Видео: Крейсер "Prinz Eugen"
Но, к сожалению, корпус судна был слишком радиоактивно заражен. Поэтому крейсер решили все-таки уничтожить в ходе. Впрочем, даже после третьего взрыва корабль оставался на плаву. Его затопление произошло постепенно, когда один отсек затоплялся за другим. В конце концов в 20-х числах декабря 1946 года насосы уже не могли справляться с поступающим количеством воды. Корабль дал крен, а иллюминаторы оказались ниже уровня моря. Американские военные все-таки предприняли попытку спасти судно, но было уже поздно, крейсер затонул около атолла Куазьлень, оставив на поверхности лишь киль. В том месте его останки находятся на дне моря по сей день.
Поистине вызывает удивление стойкость корабля. Но существуют и некоторые вопросы. Что, если бы крейсер был не просто мишенью для ядерных бомб, а на нем была бы команда, которая боролась за жизнь судна, заделывала пробоины, помогала откачивать воду насосам? Вполне возможно, что в таком случае даже трех взрывов не было бы достаточно, чтобы потопить «Принц Ойген».
Но, как бы там ни было, а корабль, который строился немцами, чтобы наводить ужас на американцев и их союзников, стал невольным пособником в тестировании сильнейшего в мире оружия, призванного служить символом военной мощи США. Впрочем, у американцев был теперь другой основной соперник. После крушения Третьего рейха им стал Советский Союз.
Общая характеристика судна
Крейсер «Принц Ойген» был в своем роде уникальным кораблем. Как и у всех тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер», водоизмещение судна превышало 10 т, хотя именно эта отметка являлась граничной для кораблей подобного класса согласно вашингтонским ограничениям. Но Германия сама установила себе рамки допустимого. Правда, из-за увеличения водоизмещения корабля пострадала его быстроходность и маневренность.
Хотя изначальной целью строительства «Принципа Ойгена» было усиление немецкого флота в боях за Атлантику, фактически он крейсировал большей частью в водах Балтийского моря либо вообще стоял на приколе. Корабль участвовал только в одном более или менее серьезном сражении, ещё в самом начале своей боевой истории – в сражении в Датском проливе. При этом за весь период своего существования этому крейсеру не удалось уничтожить ни одного вражеского корабля.
Впрочем, и противнику не удалось хоть сколько-нибудь серьезно повредить судно «Принц Ойген», хотя атаки проводились и с моря, и с неба, и с земли. Он стал единственным немецким крейсером, который сохранился целым к концу войны. Даже ядерное оружие лишь с третьего раза смогло сокрушить этого титана, настолько прочно он был сделан. Да и то, при наличии команды на борту, вполне возможно, что и трех раз не хватило бы.
Хотя многие эксперты критикуют конструкцию крейсера, называя его неповоротливым. В вину кораблестроителям ставилось то, что они сделали полностью бронированный корабль, в отличие от большинства судов того времени, у которых бронировались лишь наиболее уязвимые и важные для поддержания работоспособности участки. «Принц Ойген» был бронирован полностью. На многих участках броня была слишком тонкой, чтобы являться реальной защитой но вместе с тем она являлась дополнительным грузом для корабля, снижающим его скорость. Даже бронирование особенно важных частей было тоньше, чем у аналогичных судов противника. Но, как выяснилось, бронирование немецкого крейсера все-таки оказалось достаточным, чтобы выдержать многочисленные бомбардировки с неба и с моря, и даже бросить вызов ядерному оружию. Так что факты разбивают все теоретические измышления критиков в пух и прах.
Многое в направлении, которое взяли создатели «Принца Ойгена», актуально и в наши дни. Например, универсальность, многозадачность, приоритет прицельности над мощностью залпа, важное место электроники в управлении, особая роль средств обнаружения противника.
Но в целом нужно отметить, что крейсер «Принц Ойген» все-таки не сумел выполнить ни одной из основных задач, которые ставились перед ним в глобальном плане, в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств. Виной этому были как общие неудачи немцев в Атлантическом океане, так и переоценка возможностей конкретно данного крейсера. Он не смог стать решающей силой в Атлантике или даже не смог нанести хоть какой-нибудь существенный вред флоту противника.
Вряд ли можно говорить о том, что корабль окупил свою стоимость в 109 млн рейхсмарок. Тем не менее он все-таки сумел войти в историю благодаря своей уникальности и беспрецедентной стойкости во время ядерных испытаний американской армии, которая удивила даже видавших многое военных и ученых.