Знаменитый военачальник белого движения Александр Павлович Кутепов родился 28 сентября 1882 года в Череповце в скромной и незаметной семье провинциального чиновника. Детство и школьные годы мальчика прошли в далеком северном Архангельске. Малый достаток семьи приучил Александра к непритязательной спартанской жизни – навыку, пригодившемуся ему в непростой службе.
Ранние годы
В 1902 году после окончания Архангельской гимназии будущий генерал Кутепов поступил в расположенное в Санкт-Петербурге Владимирское военное училище. Гимназический опыт позволил юноше легко преодолеть теоретический курс. Однако была у него и слабая сторона – строевая подготовка. Кутепов столкнулся с проблемами, типичными для всех молодых людей, попавших в военные училища из гражданских учебных заведений. Но несмотря на сложности, встретившие его на новом этапе жизни, Александр справился со всеми вызовами. Помогло ему волевое упорство и настойчивость, которые уже во взрослой жизни также не раз выручали генерала.
В 1904 году Александр Павлович Кутепов окончил училище и стал подпоручиком в 85-ом пехотном Выборгском полку. Через несколько месяцев на традиционной торжественной церемонии Великий князь Константин Константинович произвел его в фельдфебели.
На Японской войне
Не успел Александр Кутепов оказаться на службе, как началась Русско-японская война. Попав на фронт, он тут же по собственной инициативе попросился в отряд разведчиков. Вскоре молодой унтер-офицер отличился во время нападения на заставу японцев. Его отряд заполучил ценные трофеи (винтовки и пулеметы). Формальным шефом Выборгского полка был двоюродный брат русского царя кайзер Вильгельм. Он наградил Кутепова орденом Германской Короны. Отметила разведчика и родная власть. За период Русско-японской войны Александр Кутепов получил орден Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 4-й степени и Святого Владимира 4-й степени.
По окончанию кровопролитного конфликта на Дальнем Востоке умелый разведчик должен был заняться обучением новобранцев. Возвращаясь в Россию, он впервые погрузился в революционные события (на фоне неудачи в войне с Японией по всей стране вспыхнула революция 1905 года). Будущий генерал Кутепов ехал на поезде, когда недовольные стачечники остановили эшелон и объявили о создании собственной республики. Военный не растерялся и, сплотив вокруг себя лояльных солдат, арестовал революционный комитет, устроивший беспорядки на железнодорожной станции.
Смутные годы
С началом Первой мировой войны Александр Кутепов возглавил 4-ю роту Преображенского полка. 20 августа 1914 года бой под Владиславовым закончился для него ранением. Вскоре офицер восстановился и принял участие еще в нескольких успешных операциях против немцев. Накануне революции он стал полковником.
В феврале 1917 года Кутепов получил долгожданный отпуск и приехал в Петроград. Примечательно, что он оказался единственным офицером своего ранга (полковником), попытавшимся остановить стихийное столичное восстание, закончившееся отречением царя. Однако отряд, который удалось собрать Кутепову, был слишком малочисленным на фоне недовольной петроградской массы горожан.
Вновь на фронте
После Февральской революции офицер вернулся в действующую армию. В апреле он возглавил лейб-гвардию Преображенского полка. К тому времени это формирование было чуть ли не единственным боеспособным соединением на фронте. Остальные части разложились под действием антивоенной и революционной агитации.
Тем временем Преображенский полк принял участие в Тарнопольском прорыве. Во время этой операции 7 июля 1917 года Кутепов вновь отличился в бою около деревни Мшаны. За свои подвиги он получил орден Святого Георгия 3-й степени. В Преображенском полку имя Александра Кутепова стало синонимом решительности, верности долгу и жертвенного служения Родине.
На юге
С приходом к власти большевиков армия, воевавшая с Германией и Австро-Венгрией, окончательно развалилась. В декабре 1917 года Кутепов покинул фронт и отправился в Киев. В «матери городов русских» он вступил в Добровольческую армию. Активная фаза гражданской войны еще не началась. Противники копили силы и готовились к кровопролитию.
Конец 1917 – начало 1918 гг. будущий генерал Кутепов провел в Таганроге, где он стал начальником местного гарнизона. Там ему пришлось бороться с красногвардейцами. В январе 1918-го белым удалось разбить пробольшевистские войска в столкновении у Матвеева Кургана. По воспоминаниям главнокомандующего Антона Деникина, это был первый серьезный бой гражданской войны.
Следует отметить, что между ним и Кутеповым возникало множество идеологических споров. Деникин был настроен достаточно либерально, в то время как Александр Павлович всегда отличался убежденными монархическими взглядами. Тем не менее, вопреки расхождениям о подходящем характере власти, Кутепов всегда поддерживал главнокомандующего в военных вопросах.
Против большевиков
С самого начала для всех офицеров служба в белой армии была крайне сложной и выматывающей. Апофеозом нечеловеческих условий ведения войны стал «Ледяной» поход на Кубань (февраль – май 1918 года). В этой операции Кутепов возглавлял одну из рот офицерского полка. В апреле он приступил к командованию Корниловским полком, затем – первой пехотной дивизией.
В ноябре Александр Павлович стал генерал-майором. Накануне белые войска взяли Новороссийск, а Деникин назначил Кутепова Черноморским военным губернатором. Подобный выбор многим показался странным, так как военачальник никогда прежде не имел касательства к гражданскому управлению.
На новой должности офицер занялся наведением жесткого порядка. Его бескомпромиссные меры против врагов белой власти стали известны как «Кутепия». Военный губернатор отвечал за безопасность Новороссийска и стабильность поставок, организованных иностранными союзниками. При нем порт превратился в главную базу внешнего снабжения белого движения. Кутепов организовал новый штаб и сделал его начальником Николая де Роберти. Он стал правой рукой Александра Павловича и исполнителем его военных указов.
Во главе «цветных» полков
В январе 1919 года уже широко известный русский генерал возглавил 1-й армейский корпус, действовавший в Донецком бассейне. Зима и весна ушли на перегруппировку сил и оборону восточной Украины. Это был период серьезнейшего напряжения всех сил Добровольческой армии.
Отношения Деникина со многими коллегами оставляли желать лучшего (особенной нервозностью отличались его отношения с Врангелем). Поэтому главнокомандующий делегировал Кутепову (по чину далеко не главному военачальнику) все больше полномочий. В частности, Деникин передал ему «цветные» полки – ядро гвардии Белой армии.
Выбор объясняется тем, что Кутепов слыл в качестве исполнительного и старательного вояки, совершенно не интересующегося политикой. И это действительно было так. Пока одни делили шкуру неубитого медведя и обсуждали политическое будущее освобожденной от большевиков России, генерал делал свое непростое фронтовое дело.
Последний этап гражданской войны
Военачальник в очередной раз проявил свои выдающиеся качества во время Харьковской операции. За боевые отличия его произвели в генерал-лейтенанты. Вскоре началось наступление Добровольческой армии на Москву. В походе на первопрестольную столицу Генерал Кутепов командовал корпусом, с которым дошел до Орла. Затем операция захлебнулось и последовало отступление до далекого Новороссийска. Несмотря на поражение за поражением русский генерал смог сохранить боеспособность подчиненных ему добровольческих дивизий – Марковской, Корниловской, Алексеевской и Дроздовской.
Весной 1920 года Кутепов оказался в Крыму, где барон Врангель назначил его командиром одного из последних белых корпусов. Во главе этого формирования офицер прошел с боями всю Северную Таврию. Вопреки стараниям Александра Павловича и других выдающихся военачальников белого движения, большевики продолжали свое наступление. В ноябре 1920 года Кутепов эвакуировался из Крыма.
Эмиграция
Белогвардейский генерал Кутепов, биография которого представляет собой типичный пример изгнанного с родины противника советской власти, на первых порах остановился в Галлиполи. Здесь соединились все спасшиеся части армии Врангеля. В декабре 1921 года Кутепов вместе со своим корпусом объявился в Болгарии. Местные власти арестовали его и выдворили из страны. Военачальник перебрался в Югославию, где стал помощником главнокомандующего Русской армии.
В 1924 году генерал Кутепов и его жена Лидия Давыдовна Кют поселились в Париже. Офицер начал служить у великого князя Николая Николаевича, которого большая часть белой эмиграции считала главой изгнанного дома Романовых. Двоюродный дядя последнего русского царя назначил знаменитого офицера председателем РОВС – Русского Общевоинского Союза.
Что делал в своем новом статусе Александр Кутепов? Генерал наладил связь с тайными антисоветскими организациями, действовавшими на территории СССР. Он надеялся, что с их помощью удастся если не свергнуть большевиков, то хотя бы создать их власти множество проблем. Однако план Кутепова с самого начала был провальным.
Гибель
«Антисоветские организации» оказались ячейками, созданными чекистами специально для выслеживания и устранения активных лидеров русской эмиграции в Европе. Самым серьезным провалом Кутепова стало его сотрудничество с «Трестом», управление которым велось ОГПУ.
26 января 1930 года Александра Павловича похитили агенты советской разведки. Дерзкая операция была совершена в Париже. С тех пор тот день так и считается днем гибели Кутепова, хотя обстоятельства его дальнейшей судьбы по-прежнему вызывают споры историков. В советскую эпоху сведения о белогвардейском генерале попали под гриф «секретно».
Только в 1989 году появилась информация о том, что Кутепов умер на большевистском пароходе, везшем его в Новороссийск. Считается, что офицер скончался из-за сердечного приступа (возможно его причиной послужила чрезмерная доза морфия, введенная похитителями). По другой версии белогвардейца все-таки доставили в Москву, где он сгинул на Лубянке.
Память
Сегодня есть как минимум один памятник генералу Кутепову. Он расположен на главном русском кладбище Парижа Сент-Женевьев-де-Буа. Возле него был сооружен кенотаф генерала. В могиле нет останков, она выполняет символическую функцию.
Военачальник не оставил мемуаров, но это сделали за него многочисленные современники и товарищи по гражданской войне и эмиграции. Сборник воспоминаний о генерале был издан в России в 2000-х гг. Издание наглядно демонстрирует, кем на самом деле являлся полузабытый соотечественниками Александр Павлович Кутепов. Цитаты его речей на фронте и судьбоносных разговоров с коллегами белой армии представляют собой уникальную фреску событий русской смуты.