Они были сталинскими соколами. Советские газеты на первых полосах публиковали их портреты. Радиожурналисты в прямом эфире сообщали о беспримерных, невероятных достижениях, которыми не могли похвастаться другие страны. Их имена, наряду с фамилиями высших руководителей государства, знали и дети, и взрослые. Стремительные, дерзкие, бесстрашные. Люди, для которых, казалось, не существовало преград – первые советские пилоты штурмовали новые рекорды скорости и высоты. Среди них был летчик Анисимов – уроженец маленького русского села, который занял место в ряду лучших асов молодой советской авиации.
Из новгородской глубинки
Деревня Взъезды в Новгородской области и сегодня не выделяется ничем примечательным. А в конце позапрошлого века это было совсем небольшое селение, каких много можно найти на просторах России. Здесь в 1897 году родился будущий советский летчик-испытатель Анисимов. Александр Фролович даже месяц своего рождения точно не знал. Современные биографические источники не могут однозначно определиться, родился он в июле или в ноябре. Поэтому и пишут – родился 28 ноября (по другим данным 28 июля). Сведений о родителях пилота не сохранилось – видимо он не любил вспоминать свое детство.
Похоже, что с юных лет парня интересовала техника. К 15 годам окончил четырехклассное училище в Новгороде. Водитель и механик – это были первые рабочие профессии. В родных Взъездах с такой специальностью мог бы стать незаменимым человеком. А он остался в Новгороде – до 1914 года работал шофером.
Интересный факт: став известным пилотом, Анисимов несколько лет подряд возглавлял строй из пяти красных истребителей, которые пролетали во время парадов над Красной площадью.
Первая мировая
В 1914 году, аккурат в одну из возможных дат рождения Александра Фроловича (28 июля), грянула Первая мировая война. Спустя 3 дня Российская империя вступила в жестокую европейскую схватку – 31 июля была объявлена мобилизация и новгородский водитель сменил шоферскую тужурку на солдатский мундир. Авиационные части российской армии были самыми многочисленными среди союзников, но квалифицированных специалистов в них катастрофически не хватало. Солдаты, которые имели технические специальности, направлялись на обучение и становились авиационными механиками.
Анисимов попал учиться в ШМАС (школу младших авиационных специалистов), которая образовалась на базе Политехнического института в Санкт-Петербурге. Курсы мотористов в ускоренном порядке готовили механиков для обслуживания самолетов на фронте. После окончания обучения, в феврале 1915 года в 4-й авиационный истребительный отряд прибыл новый моторист – унтер-офицер Анисимов.
Летчик-испытатель – в царской России у крестьянского парня даже мечты такой не могло возникнуть. Но первый шаг по дороге к небу был сделан.
Военлет
Революция и последовавшая за ней Гражданская война не давали возможности вернуться к мирному труду. Александр Фролович был в строю революционных отрядов, свергавших Временное правительство и боровшихся с юнкерами Владимирского училища, которые устроили контрреволюционные выступления. Вступив в ряды Красной Армии, он продолжает службу в авиации. Старший моторист обслуживает самолеты, которые совершают боевые полеты над позициями белочехов и белополяков, проводят разведку в тылу армии Юденича. Но уже была цель самому подняться в небо и Анисимов добивается направления на учебу в Егорьевскую теоретическую военную авиашколу. Старый монастырь, в котором разместили курсантов, маленькие кельи на двух человек и напряженные занятия – школа давала только теоретические знания. Учиться летать ему еще предстояло.
Освоив теоретическую часть обучения (1922), курсант Анисимов проходит летную подготовку в Качинской и Московской авиашколах (1923). Спустя год авиашкола в Серпухове – здесь он овладевает навыками воздушной стрельбы и бомбометания. После обучения в строевые части ВВС Красной Армии приходит на службу уже хорошо подготовленный для выполнения любых задач военный летчик Анисимов. Трудная дорога в небо была пройдена.
Анисимов считал, что летчик – это артист в небе. Поэтому у него должен присутствовать собственный воздушный почерк. Молодые пилоты иногда говорили, что он боится конкуренции и поэтому не открывает секретов своего мастерства.
Покорение неба
По строевым авиационным частям пролетел слух – в Киеве появился истребитель, обладающий безукоризненной техникой высшего пилотажа. У Александра Фроловича действительно был большой летный талант. Его излюбленным приемом было пилотирование на малой высоте – точный расчет, выверенная техника, смелость и отличное чувство машины. За короткое время молодой летчик смог добиться больших успехов и был назначен командовать звеном в 3 Киевской эскадрилье. Приглашение стать летчиком-испытателем в НИИ Военно-воздушных сил (1928) было заслуженным признанием его мастерства. Хотя человеком он был непростым – любил поспорить, мог резко возразить. Многих ставило в тупик его излюбленное словечко «вантя». Что это означало не знал никто. При различных обстоятельствах – от удивления до презрения.
В этот период летчик Анисимов становится испытателем новых моделей истребителей. Павел Сухой, под руководством Сергея Туполева, создал И-4 – первый цельнометаллический легкий истребитель. И-5, который сконструировали Н. Поликарпов и Д. Григорович, стал позднее основной моделью самолета в истребительной авиации. Путевку в небо этим машинам дал Анисимов. Александр Фролович на И-4 участвовал в еще одном грандиозном проекте советских авиаконструкторов – «Звено», который предполагал расширение радиуса действия легких истребителей – доставку их на дальние расстояния, подвешенными под крыльями большого самолета. В 1931 году Анисимова назначают командовать отрядом испытателей НИИ ВВС.
В строю лучших
Многие выдающиеся советские летчики были коллегами Анисимова по испытательной работе в исследовательском институте ВВС. М. М. Громов, А. Б. Юмашев, И. Ф. Козлов, А. И. Залевский. Теплые дружеские отношения связывали его с талантливым пилотом и испытателем – Валерием Чкаловым, с которым он познакомился еще в Егорьевской авиашколе. Они нередко летали в паре – Чкалов и Анисимов. Александр Фролович с большим уважением относился к Валерию, который был младше его на 7 лет. Лучшие друзья на земле – в небе они становились непримиримыми соперниками. Их импровизированные воздушные бои, на которые с замиранием сердца смотрел весь аэродром, нередко заканчивались служебными взысканиями. Но испытывая новые машины, пилоты считали своим долгом проверить их летные качества в любых, самых сложных, условиях.
Еще один однокашник по авиашколе – П. И. Гроховский. Он стал конструктором, изобретения которого приходилось испытывать Александру Фроловичу. Гроховский серьезно занимался парашютно-десантными системами. Именно он придумал способ десантирования грузов с помощью срыва. Испытателем, который пилотировал самолет во время эксперимента, был А. Ф. Анисимов.
Интересно
За нарушение летного регламента и воздушное хулиганство Анисимов и Чкалов были частыми «гостями» на аэродромной гауптвахте. Нередко прямо из камеры их привозили на летное поле для того, чтобы показать иностранным делегациям боевые возможности новейших советских истребителей. И тогда оба пилота творили в небе все те рискованные элементы, из-за которых и были отправлены на гауптвахту.
Прерванный полет
Смерть Александра Анисимова наступила в результате авиационного происшествия. 11 октября 1933 года на аэродром приехала киногруппа для того, чтобы произвести съемку полета Анисимова на истребителе И-5. Показательный полет происходил на небольшой высоте и был насыщен элементами высшего пилотажа. Перед посадкой летчик несколько раз спикировал прямо на киноаппарат, выводя самолет из пике над самой землей. Затем он делал иммельман и так повторилось несколько раз. При очередном выполнении фигуры самолет как будто застыл в верхней точке иммельмана с перевернутыми вверх колесами. Теряя скорость, он стал проседать вниз. Так и упал на землю – прямо на кабину, со смотрящими в небо колесами. Вывод авиационной комиссии – авария произошла из-за сломавшейся в полете педали управления рулями поворотов. В этот день погиб талантливый испытатель и виртуозный ас высшего пилотажа летчик Анисимов. Биография его авиационных достижений оборвалась столь же внезапно, как сломавшееся крепление педали, которое стоило пилоту жизни.
Вместо послесловия
Как ни странно, но существует еще одна версия гибели выдающегося авиатора. Полярный летчик М. Каминский вспоминал, что перед заходом на посадку Анисимов несколько раз сделал «мертвую петлю», при этом в нижней точке своей траектории самолет почти касался земли. В это время на аэродром совершил посадку самолет-разведчик Р-5. Его траектория пересеклась с направлением движения И-5, который пилотировал Анисимов. Чтобы избежать столкновения, Александр Фролович попытался увести истребитель в сторону, но высота была слишком мала. Самолет зацепил крылом землю – пилот погиб.
Свидетелем этой трагедии был и В.П. Чкалов. На похоронах своего друга он стоял в почетном карауле и был совершенно подавлен. В его глазах стояли слезы.