С 24 июня 1948 года бывшая столица Германии переживала блокаду. Продолжалась она почти год. В городе не хватало еды, топлива и всех тех предметов обихода, без которых жизнь людей очень затруднена.
Война окончилась три года назад, нужда стала привычным состоянием еще в ее второй половине, но то, что предстояло пережить берлинцам, было не намного легче, чем испытанное во время краха третьего рейха. Страна разделена на зоны, контролируемые военными оккупационными администрациями СССР, США, Великобритании и Франции, при этом в каждом из секторов существуют свои проблемы, и действуют собственные законы.
Бывшие союзники оказались на грани войны. Причиной того, что в дальнейшем получило имя «Берлинский кризис», стало взаимное желание стран Западной коалиции и СССР расширить сферу своего влияния. Намерения эти не скрывались, о них открыто говорили и Трумэн, и Черчилль, и Сталин. Запад боялся распространения коммунизма на всю Европу, а СССР не желал мириться с тем, что в центре сектора, отведенного ему по условиям Ялтинской и Потсдамской конференций, находится остров капитализма.
Берлинский кризис 1948 года стал первым серьезным послевоенным столкновением сталинского режима со странами рыночной экономики, и в первую очередь с США, чуть было не переросшим в военную фазу. Каждая из сторон стремилась показать свою силу, и не хотела идти на компромиссы.
Начался Берлинский кризис с достаточно рутинных взаимных упреков. План экономической помощи странам, пострадавшим во Второй мировой войне, известный по имени его инициатора Джорджа Маршалла, тогдашнего государственного секретаря, предполагал ряд экономических мер, в частности введение новой марки на территории, оккупированной западными союзниками. Столь «хозяйское» поведение раздражало Сталина, а назначение генерала У. Клейтона, известного своими антикоммунистическими взглядами, на пост руководителя американской оккупационной администрации, только подлило масла в огонь. Ряд неуклюжих и бескомпромиссных действий обоих сторон привел к тому, что коммуникации западного Берлина с секторами, контролируемыми западными союзниками, были перекрыты советскими войсками.
Берлинский кризис отразил непримиримые противоречия между бывшими союзниками. Однако причиной его была стратегическая ошибка Сталина в оценке потенциала своих вероятных противников. Они сумели в короткий срок наладить воздушный мост, снабжавший осажденный город всем необходимым, вплоть до угля. Сначала даже командование американских ВВС относилось к этой затее весьма скептически, тем более, что никто не знал, насколько далеко пойдет Сталин в случае эскалации противостояния, он вполне мог отдать приказ сбивать транспортные «Дугласы».
Но этого не произошло. Размещение на западногерманских аэродромах соединения бомбардировщиков Б-29 подействовало отрезвляюще, хотя атомных бомб на них не было, но, опять же, это составляло большой секрет.
Берлинский кризис беспрецедентен, за менее чем год летчики, главным образом английские и британские, совершили двести тысяч вылетов, доставив 4,7 миллионов килограммов помощи. В глазах жителей блокадного города они стали героями и спасителями. Симпатии всего мира были не на стороне Сталина, который, убедившись в безуспешности блокады, отдал приказ ее снять в середине мая 1949 года.
Берлинский кризис привел к объединению всех оккупационных зон западных союзников и созданию на их территории ФРГ.
Западный Берлин оставался форпостом капитализма и его «витриной» в течение всей холодной войны. Его отделяла от восточной части города стена, возведенная через тринадцать лет. Расположенный в самом центре ГДР, он вызывал многие осложнения, в частности Берлинский кризис 1961 года, также окончившийся стратегическим поражением СССР.