Горан Хаджич (7 сентября 1958 года – 12 июля 2016 года) был президентом республики Сербская Краина во время войны между Сербией и Хорватией. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии считает его виновным в преступлениях против человечности, а также в нарушении законов и обычаев войны.
Хаджичу предъявлены обвинения по четырнадцати пунктам. Он обвинялся в причастности к "депортации, или насильственному перемещению десятков тысяч хорватов и других гражданских лиц несербского происхождения". Эти действия имели место на территории Хорватии в период с июня 1991 по декабрь 1993 года- в число незаконно переселённых входят 20 000 человек из города Вуковар. Кроме того, Хаджича обвиняли в использовании принудительного труда заключённых, истреблении сотен гражданских лиц в десятках хорватских городов и деревень, в том числе Вуковаре, а также в избиениях, пытках и убийствах задержанных.
Хаджич намного дольше остальных фигурантов дела скрывался от трибунала: сербским властям удалось его поймать только 20 июля 2011 года. Судебное разбирательство было прекращено в 2014 году из-за того, что у обвиняемого диагностировали рак мозга.
Ранние годы
Хаджич родился в селе Пачетине, в Хорватии, которая тогда входила в состав СФРЮ. В годы своей молодости он был активным членом "Союза коммунистов Югославии". До хорватской войны Хаджич работал кладовщиком, а также был известен как лидер сербской общины в Пачетине. Весной 1990 года был избран в городской комитет Вуковара в качестве представителя "Союза коммунистов за демократические перемены".
10 июня 1990 года Горан Хаджич вступил в Сербскую демократическую партию (СДП), а через некоторое время стал председателем её филиала в Вуковаре. В марте 1991 года он был назначен председателем городского комитета Вуковара, а также членом главного и исполнительного комитета Сербской демократической партии в Книне. Кроме того, он являлся председателем регионального комитета этой же партии и лидером Сербского демократического форума в областях Восточная Славония, Баранья и Западный Срем.
Хорватская война
Горан Хаджич принимал непосредственное участие в инциденте на Плитвицких озерах, с которого в конце марта 1991 года начались боевые действия между хорватской армией и подразделениями Сербской Краины. 25 июня 1991 года сербы из областей Восточная Славония, Баранья и Западный Срем провели конгресс, на котором решили создать Сербскую автономную область (САО) и выйти из состава Республики Хорватия, тогда ещё являвшейся частью Югославии. Хаджич должен был стать руководителем правительства автономии.
26 февраля 1992 года к Сербской Краине присоединились две области Западной Славонии. Примерно в это же время Горан Хаджич заменил Милана Бабича и стал новым главой непризнанной республики. Бабич был смещён из-за того, что выступал против мирного плана Вэнса, поэтому испортил свои отношения с Милошевичем. По сообщениям, Хаджич хвастался, что является "посланником Слободана Милошевича". Он занимал руководящую должность до декабря 1993 года.
В сентябре 1993 года, когда Хорватия начала операцию "Медакский карман", президент республики Сербская Краина отправил в Белград экстренный запрос, надеясь получить подкрепление, оружие и технику. Власти Сербии проигнорировали просьбу, однако военизированная группировка численностью примерно в 4000 человек (Сербская добровольческая гвардия) под командованием Желько Ражнатовича по прозвищу Аркан пришла на помощь армии Сербской Краины. Правление Хаджича длилось до февраля 1994 года, когда президентом был выбран хорватский политик сербского происхождения Милан Мартич.
После операции "Шторм" в августе 1995 года подразделения армии РСК в Восточной Славонии остались вне зоны контроля правительства Хорватии. С 1996 по 1997 год Хаджич был главой области Срем-Баранья, после чего данный регион был мирно возвращён в состав Хорватии в соответствии с положениями Эрдутского соглашения. В дальнейшем Хаджич переехал в Сербию. В 2000 году в Белграде он присутствовал на похоронах Желько Ражнатовича (Аркана) и очень уважительно говорил об этом человеке, называя его героем.
Обвинения в военных преступлениях во время войны в Хорватии
Хорватский суд заочно осудил Хаджича по двум пунктам обвинения: в 1995 году за ракетные обстрелы городов Шибеник и Водице его приговорили к 20 годам лишения свободы- в 1999 году за военные преступления в Тенье добавили ещё 20 лет лишения свободы. Позже Хаджич попал в список самых разыскиваемых беглецов по линии Интерпола.
В 2002 году прокуратура Хорватии выдвинула очередное обвинение против Хаджича, представителей так называемой "Вуковарской тройки" (Веселин Шливанчанин, Миле Мкршич и Мирослав Радич), а также старших командиров Югославской народной армии. Их посчитали виновными в убийстве почти 1300 хорватов в Вуковаре, Осиеке, Винковцах, Жупанье и некоторых других населенных пунктах.
Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии
4 июня 2004 года Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) также обвинил Хаджича в военных преступлениях.
Ему вменялось участие в 14 эпизодах военных преступлений, связанных с его предполагаемой причастностью к насильственной депортации и убийствам тысяч гражданских лиц в Хорватии в период с 1991 по 1993. Его обвинили в убийстве 250 хорватов в вуковарской больнице в 1991 году- преступлениях в Дали, Эрдуте и Ловасе- участии в создании концлагерей в Стаичево, Тораке и Сремской-Митровице- а также в бессмысленном разрушении домов, религиозных и культурных памятников.
Бегство
За несколько недель до ареста Хаджич бесследно исчез из своего дома в Нови-Саду. В 2005 году сербские СМИ сообщали, что он прячется в православном монастыре на территории Черногории. Ненад Чанак, лидер Лиги социал-демократов Воеводины, в 2006 году утверждал, что Хаджич скрывается в монастыре где-то на Фрушской горе в Сербии. Одно время даже ходили слухи, что он может находиться где-то в Белоруссии.
В октябре 2007 года сербский правительственный совет по национальной безопасности предлагал 250 тыс. евро за информацию, которая поможет арестовать Хаджича. В 2010 году сумма вознаграждения была увеличена до 1,4 миллиона долларов. 9 октября 2009 года сербская полиция провела обыск дома Хаджича и изъяла некоторые его вещи, но не сделала никаких заявлений.
После ареста и выдачи Ратко Младича, предпоследнего обвиняемого в военных преступлениях беглеца, Европейский Союз продолжал настаивать на экстрадиции Хаджича, чтобы поставить его перед судом. Подчёркивалось, что пока он находится в бегах, Сербия не может рассчитывать на сближение с ЕС.
Арест
20 июля 2011 года президент Сербии Борис Тадич объявил о задержании Хаджича и добавил, что этот арест завершит "сложную главу" в истории сербов.
Полиция обнаружила беглеца неподалёку от деревни Крушедол, расположенной на склоне Фрушского хребта. Предположительно, именно там он находился всё время после того, как МТБЮ выдвинул обвинения. Обнаружить его местонахождение следователям помогла украденная картина работы Модильяни. Хаджич был пойман после попытки продать её.
В момент ареста Горан Хаджич был последним обвиняемым, который должен был предстать перед МТБЮ. После задержания начались судебные слушания об экстрадиции, и вскоре специальный суд признал, что все предварительные требования для выдачи Хаджича в Гаагу соблюдены.
Реакция
После задержания Хаджича исчезло одно из препятствий на пути сближения Сербии с Евросоюзом, и, как писали западные газеты, эта страна выполнила свои обязательства перед международным трибуналом. Лидеры государств ЕС поздравили сербское руководство, назвав арест сигналом о готовности Сербии к "лучшему европейскому будущему". Министр иностранных дел Нидерландов Ури Розенталь говорил об аресте так: "Ещё один хороший шаг сделан. После того как был арестован Младич, мы сказали сербам, что теперь всё зависит только от них, что им следует сделать последний шаг и поймать Хаджича. И вот это произошло. Сербия должна защищать права человека, бороться с коррупцией и мошенничеством, привести в порядок экономику и... сотрудничать с Международным трибуналом по Югославии. Последний пункт полностью выполнен".
Примерно в следующем ключе высказался МИД России об аресте: "Горан Хаджич должен быть подвергнут объективному и беспристрастному суду, и его дело не должно использоваться для искусственного затягивания деятельности МТБЮ".
Экстрадиция
22 июля министр юстиции Снежана Малович заявила, что подсудимый отправлен в Гаагу на маленьком самолёте "Сессна". Перед вылетом Хаджичу разрешили свидание с больной матерью, женой, сыном и сестрой, после чего в сопровождении конвоя из джипов и полицейских автомобилей он покинул изолятор для военных преступников и отправился сначала в Нови-Сад, а затем в белградский аэропорт имени Николы Тесла. Хорватское правительство тогда поручило своей Генеральной прокуратуре и Министерству юстиции принять все необходимые меры и добиться передачи дела Хаджича в Хорватию, чтобы он ответил и за другие серьёзные преступления, в которых его обвиняют в этой стране. Есть версия, что правительство Хорватии хотело заставить Хаджича отсидеть два тюремных срока, к которым он ранее был заочно приговорён хорватским судом.
Осуждение и смерть
Зачитывание обвинений в МТБЮ состоялось 25 июля и длилось 15 минут. Горан отказался признавать себя виновным в каких-либо преступлениях, связанных с войной в Хорватии. Назначенный трибуналом адвокат Владимир Петрович сказал, что Хаджич не намерен отвечать на предъявленные обвинения сразу, а собирается воспользоваться предоставленными ему правами.
Хаджич не признал себя виновным и 24 августа, во время второго появления перед судом. Прокуроры заявили о намерении вызвать 141 свидетеля, в том числе семерых экспертов. Также было объявлено о показаниях, взятых у восьмидесяти двух свидетелей, двадцать из которых должны появиться в суде. Протоколы допросов оставшихся шестидесяти двух человек были представлены в качестве доказательств, после чего у защиты была возможность провести перекрёстный допрос.
В общей сложности прокуроры получили 185 часов на допросы свидетелей и экспертов. Судебный процесс начался 16 октября 2012 года. В ноябре 2013 года обвинение завершило изложение своих аргументов, а в феврале 2014-го суд отклонил поданное Хаджичем ходатайство об оправдании. В прошении утверждалось, что прокурор не представил достаточных доказательств для осуждения.
В ноябре 2014 года у Хаджича был обнаружен неоперабельный рак мозга. Судебный процесс был приостановлен, так как подсудимый не мог в нём участвовать из-за побочных эффектов лечения. Прокуратура хотела продолжить процесс в его отсутствие, но никакого решения по этому вопросу принято не было. В апреле 2015 года суд распорядился временно освободить Хаджича и отправить его обратно в Сербию. Горан Хаджич скончался от рака 12 июля 2016 года.