Советские баллистические ракеты, разработанные и принятые на вооружение еще в пятидесятые годы, беспокоят командование и политическое руководство западных стран и сегодня. Прошли десятилетия, на стартовых позициях давным-давно заняли места другие, более современные, системы, разрабатываются новые, а средства массовой информации продолжают упоминать слово «Скад».
Ракета Р-11 «Эльбрус» впервые была успешно запущена в 1953-м, советские вооруженные силы получили ее в 1957 году. По современным понятиям, ее устройство очень простое, головная часть не отделялась, приборы управления размещались между баками окислителя и горючего. Точность попадания оставляла желать лучшего, что отчасти компенсировалось мощным фугасным зарядом и тем, что несгоревшее топливо создавало дополнительный поражающий эффект.
Вскоре это оружие получило в НАТО свое условное обозначение СС-1, или «Скад». Ракета поставлялась странам, которые на рубеже 50-х и 60-х годов считались дружественными и даже союзными. Иран, Ирак, Египет, КНДР, Сирия, Ливия, получив новейшее по тем временам оружие, стали обладателями весомого аргумента в спорах с соседями. Оба Йемена (Северный и Южный) стреляли друг в друга советскими Р-17 и Р-11. Мало того, инженерные кадры, обученные опять же в своем большинстве в советских вузах, приступили к модернизации, усовершенствованию и изучению возможностей организации производства аналогичных собственных образцов.
Чем же так страшен этот старый и несовершенный «Скад»? Ракета стала такой популярной в странах, не обладающих высоким научным и техническим потенциалом по двум основным причинам.
Первая из них состоит в характерной для всей советской боевой техники простоте и надежности. Разобраться в устройстве основных узлов смогли и северокорейские коммунисты, и иранские фундаменталисты, и египетские националисты. Но не эта причина оказалась главной.
Мало найдется на свете современных образцов вооружений, которые были бы такими скрытными, как «Скад». Ракета перевозится на платформе, обнаружить ее тяжело, а сбить еще труднее. Во время операции «Буря в пустыне», несмотря на подавляющее воздушное господство американских ВВС, им не удалось уничтожить на земле ни одну из пусковых установок. С перехватом летящих целей дело обстояло лучше, но не намного. Комплексы «Патриот» сбили примерно каждую пятую ракету, остальные прошли кордоны ПРО Израиля, Саудовской Аравии и Бахрейна. Эффективного способа гарантированного уничтожения «Скадов» в настоящее время не существует.
К обладанию ракетными технологиями стремятся не только государства-изгои, претендующие на региональное лидерство, но и террористические организации. После вывода советских войск из Афганистана правительственные войска этой страны получили несколько комплексов «Эльбрус». Талибы захватили это оружие. Дальнейшая его судьба неизвестна, но, как известное чеховское ружье, ракета Р-17 может однажды выстрелить. В какой стране это произойдет, кто нажмет на кнопку «пуск»: курдский сепаратист, боец Аль-Каиды или афганский моджахед?
Применение российской армией оставшихся «Скадов» с истекающим сроком хранения во время боевых действий в Чечне выявило потрясающую надежность старой советской техники. Не произошло ни одного отказа.