Золотоверхая Москва полна храмами с высокими колокольнями, башнями, но есть церковь, выделяющаяся среди традиционных образчиков московской архитектуры. Она посвящена архангелу Гавриилу. Расположенная на Чистых прудах, вдали от туристических троп, москвичам она известна под названием «Башня Меньшикова».
Храм в Мясницкой слободе
Первые упоминания о храме, освященном в честь архангела Гавриила, встречаются в летописях с 1551 года. Местом его расположения была Мясницкая слобода, по традиции того времени ее называли церковью Архангела Гавриила в Мясниках. Но было и другое московское географическое определение, привязывавшее храм к месту расположения – храм Гавриила Великого у Поганых Прудов.
История гласит, что слобода была прозвана Мясницкой по занятию людей ее населявших. Мясники сбрасывали все отходы от своего дела в пруды, и запах от них исходил весьма неприятный. До 1639 года церковь заботами настоятелей храма и благодаря многочисленным пожертвованиям зажиточных мирян была выстроена из камня, расширена и отремонтирована. Позднее название слободы сменилось, и места стали называться Гаврииловской слободой, по имени храма.
Меньшиков начинает и не заканчивает
Фаворит Петра I, Александр Меньшиков, в 1699 году приобрел в Мясницкой слободе имение. Благодаря активному характеру, желанию облагодетельствовать приход и подкрепив свое рвение деньгами, князь Меньшиков резво взялся обустраивать Гаврииловскую церковь, прихожанином которой он стал. Первое пожертвование пошло на ремонт храма, и с 1701 до 1703 года церковь была значительно облагорожена, но случай и фортуна князя Меньшикова дали толчок новому строительству.
В этот период царь отрядил князя с военным заданием, которое было ознаменовано победой. Кроме почестей Меньшиков привез из похода знаменитейшую, чудотворную икону Полоцкой Божией Матери. По легендам, икона принадлежала кисти апостола Луки. Для такой святыни князь Александр Меньшиков решил из простого церковного прихода сделать великолепную церковь, венцом которой и станет чудотворный образ. А потому ровно через год после ремонта Гаврииловскую церковь разрушили до основания и на ее фундаменте стали возводить новую.
Ангел на шпиле
Закончили новый храм в 1707 году. Вышел он дивным, таким, какого в Москве еще не бывало. Молва злословила, что Меньшиков хотел «утереть нос» гордым москвичам, за то, что они недолюбливали царева фаворита и поминали ему «некуртуазное» происхождение, нищее прошлое и карьеру, которая начиналась с торговли пирожками. Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меньшикова».
Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту колокольни Ивана Великого. Это вызывало недовольство именитых граждан города. Но простой люд принял башню благосклонно и приходил любоваться на новое чудо. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меньшикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль, на котором вознесся к небесам золотой ангел.
Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви, можно было рассматривать и дивиться искусно вырезанным букетам, вазам, фруктам. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе петровского барокко, которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже.
Московская диковинка
Меньшикова башня в Москве строилась с размахом и большой тщательностью. Главным архитектором проекта и руководителем строительства был Иван Зарудный. Под его подчинением были именитые итальянские архитекторы, скульпторы, а резчиками по камню - искусные мастера из костромских и ярославских артелей.
Стараниями зодчих и хотением светлейшего князя церковь вышла воздушной, устремленной к небу, казалось, что она парит над землей, чудесна была Меньшикова башня. Архитектор Зарудный спроектировал и построил храм, над которым взмывалась ввысь колокольня из шести ступеней, увенчанная тридцатиметровым шпилем.
Два верхних яруса выстроили из дерева со сквозными окнами, на предпоследнем повесили пятьдесят звонких, с чистым звуком колоколов. Желая произвести фурор, Меньшиков выписал из-за границы большие часы. Их установили пониже колоколов. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня) так и не была отделана до конца.
Пожар и запустение
В 1723 году в храме случился пожар, прямо в шпиль ударила молния. Пламя вспыхнуло быстро и распространялось от верхних деревянных ярусов. Подгоревшие дубовые крепления обрушились и упали внутрь строения вместе со всеми колоколами. В это время в храме были люди, спасавшие ценную церковную утварь и иконы, многие получили увечья, а кто-то умер от полученных ран. Икона Полоцкой Божией Матери осталась цела, за что миряне благодарили Бога и провидение.
Любопытен тот факт, что новая церковь (Меньшикова башня) к тому моменту так и не была освящена, поскольку работы не завершились, но у князя были дела поважнее. На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.
По смерти Петра I светлейший князь Меньшиков впал в немилость. Во время болезни потребовал привезти в Петербургское имение чудотворную икону в надежде вымолить выздоровление. Но в дальнейшем его отправили в ссылку, след иконы потерялся, а Меньшикова башня в Москве пришла в полное запустение.
Масонские знаки
Через пятьдесят лет Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа и масон (по слухам), решил отреставрировать церковь. Он сделал большие пожертвования, но полностью облик церкви восстанавливать не стали. Два деревянных верхних яруса и шпиль с ангелом остались только в памяти и проектах. Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меньшикова венчалась высокой золоченой шишкой.
По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену. К этому моменту многие уже забыли, что это была за церковь, Меньшикова башня – так называли ее жители. Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.
Храм при Почтамте
Сбить неподобающие православию символы со стен церкви приказал митрополит Филарет в 1852 году. Храм отстроили за счет денег почтового ведомства и заново освятили. Церковь попала под попечительство московской почты с 1821 года, и тогда же стал называться церковь Архангела Гавриила при Почтамте. С 1792 года в бывшей резиденции Меньшикова обустроилось почтовое ведомство, и сейчас здание Московского почтамта расположено практически на месте бывшего дворца Александра Меньшикова.
Прикоснуться к истории
Церковь Архангела Гавриила на Чистых Прудах - уникальный памятник архитектуры, один из первых образцов русского барокко. Изучая столичные достопримечательности, обратите внимание на старинную церковь, больше известную как башня Меньшикова в Москве. Адрес памятника архитектуры и действующей церкви: переулок Архангельский, дом 15а.