Видео: Лекция «Церковь и образование», протодиакон Андрей Кураев
Проблемы философии как неотъемлемой составляющей культуры человечества, прежде всего, касаются мира как некоего целого, которое можно охватить разумом. Они касаются того, что такое бытие, как оно существует и каким образом развивается. Мыслители пробуют выяснить механизм познания и ответить на вопрос, как возможно само понимание. Не менее важным представляется и проблема человека – его личности, взаимоотношений с другими людьми, общественной жизни, истории, создаваемого им духовного мира. При этом постановка данных вопросов связана с определенной субъективностью, поскольку человек является эмоциональным и чувствующим существом и пытается найти смысл жизни, соответствующий своему способу мировосприятия.
Видео: Общество и человек: Глобальные проблемы современного мира. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Проблемы философии напрямую связаны с предметом этой странной науки. Они пронизывают всю жизнь, и особенно культуру человечества, и с теоретической, и с личностной точки зрения. Именно поэтому философское мышление, будучи довольно далеким от так называемого обычного человека, на практике занимается теми же сложностями, которые все люди постоянно преодолевают на протяжении всей свой жизни, иногда не осознавая этого. Ведь этот способ мировоззрения очень парадоксален, его можно счесть нужным и ненужным, а жизнь без него одновременно возможна и невозможна. С понимания этого факта и начинается зарождение собственно философского сознания. Ведь эта наука не является определенной системой знаний, которые передаются от одной парадигмы к другой. Она представляет собой внутренний акт самого мыслителя, в определенной степени связанный с внутренними актами других людей, приверженных тому же.
Ставя перед собой различные проблемы философии, разные ее классики чаще всего выражали свое тяготение к другой, трансцедентной реальности, но никогда не могли точно сказать, существует этот иной мир или же нет, и насколько он похож на нашу повседневную действительность. В отличие от религии, философия не верит, она только вопрошает, допускает и обосновывает. Она не раскрывает тайн, а удивляется им, и на этом останавливается. Это целиком гуманитарное явление, и потому ее истины не лежат в сфере точных формул или экспериментов, а методы естественных или же математических наук являются для нее, в лучшем случае, вспомогательными.
Специфика философских проблем выражается также и в таком интересном парадоксе. Эта область культуры занимается, в том числе, вопросами, стоящими перед естественными науками, и даже использует ту же терминологию, но если физик, рассказывая об атомах, имеет в виду именно атомы, то философ обосновывает учением об атомах свой взгляд на мир и на то, как в нем должен жить человек. Конечно, определение, как говорили древние, «любви к мудрости», содержит в себе множество противоречий, и этот феномен отразился и на истории философии. Потому и язык этой науки – не просто способ общения и изложения мыслей, но и фундаментальная категория бытия, возможно, независимая от самого человека.
Честно говоря, проблема развития в философии предстает перед нами не только в осмыслении того, как образовывался, возникал и приходил к современному состоянию окружающий нас мир, но и в том, что сама по себе эта отрасль человеческого знания является только историей философии. Если мы хотим научиться думать так, чтобы охватывать мироздание в целом, то нам нужно идти к определенному мыслителю и подражать ему. Но ведь мы имеем возможность пользоваться не только идеями наших современников, но и всей плеяды мудрецов, которые жили до нас или живут в других странах, потому что их тексты, написанные ими слова, в определенной степени отражают процесс их наследия и передают то, что они хотели нам сказать.
Таким образом, проблемы философии ставятся и решаются не только в теоретических формулировках этого искусства мыслить, но и в ее истории. Мыслитель и историк развития идей являются словно двумя ипостасями одного и того же процесса: один излагает свои концепции, а другой – свое понимание теорий других людей, и обоим им нужны очень серьезные творческие усилия. Да и само знакомство с историей философии требует целеустремленности и мужества. Ведь это – особый мир, из которого нельзя выбросить ни одного слова или вычеркнуть автора. Мир идей и переживаний, теоретических построений и даже мистических экстазов. Удивительно сложный, полифонический и необозримый мир, который так интересно познавать.