Отец Гамлета, датский король, был отравлен соком некого ядовитого растения, которое в русском переводе называют беленой. Джульетта, чтобы инсценировать собственную смерть, выпила зелье, вызывающее «смертельный сон». Титания влюбилась в крестьянина с головой осла после того, как соком неизвестного цветка были «отравлены» ее глаза. Без сомнений, различные яды и зелья пользовались популярностью в работах Шекспира, но были ли эти яды реальными?
Литературный прием или реальность?
Каждое из ботанических зелий, смертельное или нет, без сомнения, оказывалось незаменимым двигателем сюжета в вымышленных мирах Уильяма Шекспира. Однако сомнение вызывает правдивость существования этих ядов: что за растения были в их основе и могли ли они действительно обладать свойствами, подобными описанным?
С тех пор как пьесы Шекспира впервые ставились на лондонской сцене, прошло около 400 лет. За все это время наука не стояла на месте и не один специалист задумывался над тем, что же за смеси обладали такими интересными свойствами. Возможно ли отравить человека, влив яд ему в ухо во время сна, при этом не разбудив? Есть ли на свете растение, которое может вызвать двухдневный летаргический сон? И можно ли влюбиться против воли в человека, который не вызывает ничего, кроме неприязни?
Признание призрака
Начнем с «Гамлета». Отцу принца датского крайне не повезло, по словам его собственного призрака:
«Когда я спал в саду,
[...]
Мой мирный час твой дядя подстерег
С проклятым соком белены в сосудце
И тихо мне в преддверия ушей
Влил прокажающий настой, чье свойство
Так глубоко враждебно нашей крови».
Во-первых, сложно поверить в то, что яд, каким бы он ни был, может смертельно поразить человека, причем быстро, попав в организм через ушное отверстие. Во-вторых, как же король не проснулся от неприятного ощущения присутствия жидкости в собственном ухе?
В 1950 году британский доктор и специалист в области оториноларингологии детально рассмотрел вероятность подобного отравления. По его словам, если в сосуде предателя был достаточно сильнодействующий яд, то он вполне смог бы отравить короля, причем сытый суверен в глубоком послеобеденном сне и не почувствовал бы никакого постороннего вмешательства, особенно если жидкость была маслянистой и была согрета в руке Клавдия до температуры тела.
Что это был за яд?
В оригинале Шекспир называет яд, отравивший отца Гамлета, соком некоего растения под названием hebenon. Дебаты и по сей день продолжают выяснять, что же именно имел в виду писатель, что это за hebenon такой? Основными кандидатами являются болиголов, эбеновое дерево, тис, черный паслен и черная белена.
Листья, кора и ягоды тисового дерева действительно очень ядовиты, как и болиголов и паслен. Эбеновое дерево немного слабее в действии, и его яд содержится в смоле, а не в соке, как утверждает Шекспир. В современной медицине белена используется как лекарство для лечения различных заболеваний пищеварительного тракта, однако если выделить ее активный компонент и создать концентрированный экстракт, то полученное зелье окажется крайне ядовитым. Если учесть упомянутое быстродействие яда, то возможные номинанты сокращаются до белены и тисового дерева, ведь именно их яд способен убить свою жертву достаточно быстро.
Яд в ухо?
Остается вопрос: возможно ли отравить человека, влив ему яд в ухо? В 1918 году Дэвид Махт изучал поглощение различных медицинских препаратов, которые попадают в организм различными путями: через естественные отверстия, укол в мышцы, укол в кровь и так далее. Поскольку проблема отравления отца Гамлета имела прямое отношение к его исследованию, Махт решил найти ответ на поставленный вопрос.
Ученый провел ряд экспериментов, в ходе которых он вводил собакам в уши различные препараты, включая слабый раствор экстракта белены, и следил за скоростью развития эффектов и симптомов. Махт доказал, что такие препараты, как белладонна и никотин, эффективно поглощаются и через ушное отверстие, как и слабый раствор белены. Однако здоровая барабанная перепонка значительно замедляет действие препаратов.
В случае разрыва ли повреждения мембраны ухо может стать уязвимым местом для человека, рискующего быть отравленным во сне. Некоторые исследователи даже предполагали, что отец Гамлета «за занавесом» мог потерять слух в одном ухе, а коварный брат, зная об этом, использовал поврежденное ухо для убийства.
Сон в летнюю ночь
В этой пьесе Титания – королева Фей, по плану короля была отравлена зельем на основе анютиных глазок. Зелье было приготовлено с целью заставить Титанию полюбить первого человека, которого она увидит, проснувшись ото сна. Счастливцем оказался мимо проходящий крестьянин с ослиной головой.
Травники времен королевы Елизаветы I присуждают возбуждающие свойства семенам крапивы, сладкому картофелю и некоторым другим растениям. В то же время трехцветную фиалку, или анютины глазки, они называют love-in-idleness, что в переводе означает «любовь в безделье». Возможно, именно из-за названия она и попала в пьесу Шекспира. Дело в том, что это растение используется при респираторных заболеваниях, а так же обладает мочегонными свойствами, но афродизиаком оно не является и никак не заставит человека влюбиться в первого встречного.
Сон не в летнюю ночь
Чтобы полюбить друг друга пламенной любовью, Ромео и Джульетте не понадобилось особенного зелья. Однако и в этой трагедии без него не обошлось. В попытке обмануть свою семью и притвориться на время мертвой девушка выпила неизвестное зелье, которое ей вручил монах Лоренцо. По его словам, выпив зелье, Джульетта почувствует, как ее «скует внезапный холод», в ее жилах перестанет течь кровь, румянец сойдет с лица, тело остынет и дыхание остановится настолько, что никто и не подумает, что она жива. Это состояние летаргического сна продлится два дня, а затем Джульетта проснется как ни в чем не бывало.
Что это за зелье?
Многие специалисты предполагают, что Шекспир имел в виду белладонну, известную также под названием "сонная одурь". Еще в 1597 году отмечалась способность белладонны в небольших количествах приводить к безумию, в четких и ровных дозах вызывать "смертельный сон", а при передозировке приводить к смерти. Другими кандидатами на основной состав зелья являются семена камыша или аконит. Однако ни одно из перечисленных растений, включая белладонну, не способно замедлить сердцебиение настолько, что тело будет походить на мертвое.
На самом деле мы, возможно, никогда и не узнаем, что было на уме у Шекспира, когда он писал свои знаменитые пьесы. Были ли травы в его воображении реальными и если были, то какими именно? Сработали бы эти яды или зелья сейчас? Как бы ни были интересны ответы, возможно, даже лучше, что мы никогда их не узнаем. В конце концов, Шекспир писал сонеты и пьесы о человеческих душах и чувствах, а не составлял средневековый травник.