Вопреки очевидному мнению, реализм в живописи в чистом виде встречается очень редко и имеет непротяженную во времени историю. Картины Люсьена Фрейда – одного из культовых художников XX века – тоже трудно однозначно отнести к реалистическому искусству, хотя на них человек предстает без малейшего украшательства, лишенный всяческих иллюзорных покровов…
Видео: Лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж». Люсьен Фрейд - Рон Мьюек. Тактильный реализм.
Внук основателя психоанализа
Отец Люсьена – Эрнст Людвиг Фрейд – младший сын Зигмунда Фрейда, заставившего человечество по-новому посмотреть на себя, на природу людских мыслей, желаний и поступков. Внук стал достойным наследником знаменитого деда: картины Люсьена Фрейда средствами живописи показали новые глубины вселенной человека.
Он родился в 1922 году в Вене, но, когда в Германии приходят к власти нацисты (1933), вместе с семьей переезжает в Великобританию. Поначалу паренек не очень уютно чувствует себя в новой стране. Плохой английский вынуждает к одиночеству, родители всемерно поддерживают его желание рисовать, и художник Люсьен Фрейд, картины которого будут стоить миллионы, начинает свой долгий путь, продлившийся до конца первого десятилетия будущего века.
Поиск себя
Первые работы художника во многом соответствовали духу сороковых годов прошлого века: он не отказался от фигуративной живописи в пользу полной абстракции, но искал новый взгляд на окружающее. Он отрицал любое влияние на себя мастеров прошлого или современников, но некоторые картины Люсьена Фрейда начального этапа творчества принято считать сюрреалистическими. Это кажется понятным - именно идеи его деда во многом стали теоретической базой упомянутого течения.
Такова «Комната художника» (1943-1944) с головой зебры, буквально заглядывающей в творческое пространство мастера кисти. Но эти мотивы можно считать случайными: Люсьену становится присущ пристальный, почти оптический взгляд, филигранный, точный и жесткий «дюреровский» рисунок («Заяц на стуле», 1944) и поначалу гладкая и отработанная до мелочей живописная манера, похожая на стиль мастеров проторенессанса и Северного Возрождения. Появляются первые значительные портреты: «Женщина с тюльпаном» (1945), «Мужской портрет с лопухом» (1945) и др.
Главный жанр
Он говорил, что ему всегда комфортнее было общаться с животными... Широко известны его анималистические шедевры – «Жеребенок» (1970), «Илай» (2002), «Серый мерин» (2003)- его натюрморты впечатляют техникой и содержанием – «Ящик яблок в Уэльсе» (1939), «Натюрморт с книгой» (1991-1992), но прежде всего картины Люсьена Фрейда – это портреты.
Он практически никогда не писал заказных или парадных портретов, за исключением знаменитого изображения королевы Елизаветы II (2000-2001), и всегда рисовал только тех, кто был ему интересен и кого он хорошо знал. Во многом это началось с первой жены - Китти Гарман, с которой они прожили четыре года. В её портретах – «Девушка в темном жакете» (1947), «Девушка с котенком» (1947), «Девушка с белой собакой» (1952) - мастер находит свою основную тему, но продолжает поиски живописного стиля.
Френсис Бэкон. Тактильный реализм
Единственным художником, которого Фрейд мог называть своим наставником, был другой классик послевоенного искусства - Френсис Бэкон, который был на 15 лет старше его. Они вместе выставляются в павильоне Великобритании на выставке в Венеции, Фрейд пишет несколько его портретов.
Видео: Картина Модильяни вошла в тройку самых дорогих в мире
Считается, что именно под влиянием Бэкона окончательно формируется та особенная живописная манера, по которой узнаётся Люсьен Фрейд. Картины его теряют прежнюю гладкость, перфекционистский подход к отделке, персонажи утрачивают легкую стилизованность и становятся более весомыми, обретают плоть и кровь, и эта плоть неидеальна, ей присущи самые натуральные и земные признаки, она физиологична, портретируемые обретают потрясающе написанную кожу и волосы, вызывающие почти тактильные ощущения.
Другая красота
"Я пишу людей такими, какими они могли бы стать" - так говорил Люсьен Фрейд. Картины периода его творческой зрелости говорят о человеке так, как это не было принято до него. У художника формируется уникальный подход к изображению обнаженной натуры. Он далек от академических и классических традиций, идет дальше импрессионистов, безжалостно показывая сиюминутную весомость человеческого тела, его бренность. Для него главным становится ощущение присутствия, реальности столкновения с персонажем. Красота пропорций и колористических сочетаний становится неважна, красота становится другой.
Происходит удивительное дело: лица людей почти карикатурно искажены, их тела далеки от античных пропорций, позы напряжённо неудобны и бесстыдны, нагота вызывает слабые эротические эмоции, гасимые откровенным натурализмом – но эти портреты не вызывают отрицания, с каждой минутой становится ощутимей значимость существования каждой личности, прослеживается удивление художника гармонией божьего творения, даже если она принимает непривычные формы.
Конечно, его искусство слишком неординарно, чтобы не поднимать волны тихого непонимания и громкого неприятия. Многих моралистов раздражают подписанные именем Люсьен Фрейд картины: «Дочерей, пусть и незаконнорожденных, но своих, показать в таком виде может только извращенец!» Да, его искусство никогда не будет принято всеми без исключения.
Ближний круг
Его называли мастером ушедшего века. Он никогда не писал по фотографиям, не смотрел кино и телевидения, он всегда работал с натуры, долго и тщательно изучая каждую деталь, подчас доводя натурщиков до полного изнеможения - не случайно на его картинах много спящих и лежащих моделей.
Еще одно становится ясно даже после краткого знакомства с таким явлением, как Люсьен Фрейд: картины (фото представлены в статье), сделанные в его мастерской, показывают высокую степень взаимного доверия между художником и моделью. Неслучайно на лучших полотнах Фрейда запечатлены его родственники, друзья, жены, любовницы, дети – законные и внебрачные (общее число которых, по неуточненным данным, – не менее четырех десятков).
Потрясающа портретная серия матери художника. После смерти мужа Люси Фрейд предпринимала попытки самоубийства, и её сын, сделав её моделью для своих картин, старался придать ей сил для продолжения жизни, наделить её смыслом. Она прожила ещё почти два десятилетия и осталась на графических листах и великолепных полотнах: «Мать художника» (1972), «Портрет в интерьере» (1973), «Мать художника во время отдыха» (1976) и т. д.
Любимые модели
Он называл себя человеком привычки, ему не становился неинтересным человек, которого он писал множество раз, на протяжении долгого времени. Теперь нам интересно наблюдать, как меняется человек, и как меняется сам мастер. У него было несколько таких моделей: 1. Художник из мира моды и просто фрик, умерший от СПИДа, – Ли Бауэри (1961-1994). Особенно выразительны портрет Ли Бауэри 1991 года, «Обнаженный мужчина, вид сзади» (1992), «Ли под лампой дневного света» (1994), «Последний портрет Ли» (1995.
Видео: Самые дорогие картины мира ТОП 20 2016
2. Ближайший друг и помощник Дэвид Доусон – «Дэвид, Плуто и Илай» (2001), «Дэвид и Илай» (2003).
3. Сьюзен Тайлли. Её привел к Фрейду Ли Бауэри, о котором она написала книгу. Её мы видим на картинах «Женщина с татуировкой на руке» (1996), «Спящая на львином ковре» (1996). Она послужила моделью и для самой дорогой картины, которую написал Люсьен Фрейд – «Социальный работник спит» (1995). Это полотно было продано на аукционе в 1995 году за немыслимые для живущего художника $33, 6 млн.
Последний классик фигуративной живописи
Он ушел в 2011 году, почти 90-летним, проведя за мольбертом большую часть жизни. Слава и деньги, которые не очень его интересовали, пришли, когда он был уже в очень преклонном возрасте. Последний сезаннист, последний экзистенциалист, легенда экспрессионизма – арт-критики не любят, когда нет соответствующего, по их мнению, ярлыка.
Остались и неизвестные, но сделанные художником по имени Люсьен Фрейд картины, и названия, вошедшие в мировую историю живописи: «Интерьер в Паддингтоне» (1951), «Отражение с двумя детьми» (1965), «Большой интерьер, W11 (по мотивам Ватто)» (1981-1983), беспощадный к самому себе автопортрет 1993 года «Художник за работой. Отражение», «После Сезанна» (2000), портрет художника Дэвида Хокни (2002), «Бригадир» (2003), один из последних автопортретов – «Художник, застигнутый врасплох обнаженной поклонницей» (2007).
Парадокс – один из признаков настоящего, неординарного художника. Великое противоречие возбуждает интерес к живописи Люсьена Фрейда: он будто говорит: "Я смотрю отстраненно, меня интересует не внутренний мир, я хочу передать поверхность, оболочку". Но нельзя в этом верить внуку творца психоанализа: его картины – увлекательный разговор, обогащающий внимательного зрителя знаниями и о конкретной личности, и о целом мироздании.