О том, что искусство зародилось в глубокой древности, сегодня знает каждый школьник среднего возраста. Первые наскальные рисунки, дошедшие до наших современников, восходят к верхнему палеолиту. Именно тогда и начинают закладываться основы как материальной, так и духовной жизни человечества.
Существует несколько точек зрения на происхождение искусства. Первая принадлежит к идеалистическому искусствознанию, которое утверждает, что искусство обязано своим появлением отличительной от всех других земных существ биологической природе человека. Благодаря тому, что в жизни людей появилась религия и магия, человек стал создавать свои уникальные произведения.
В самом деле, первые функции искусства как раз сводились к тому, чтобы попытаться воздействовать на природу, используя магию. Вряд ли какое-либо другое существо будет выполнять магические ритуалы перед охотой, хотя игры и своеобразные ритуальные «пляски» свойственны многим земным существам. Но это скорее происходит на уровне инстинкта, а не вследствие аналитических умозаключений.
Видео: Прямая линия с Радиславом Гандапасом. У искусства нет воспитательной функции. Выпуск 5.
Другая точка зрения принадлежит Г. В. Плеханову и его последователям. Они утверждают, что труд и только труд является первопричиной появления искусства.
Опять же, вспоминая о ритуале перед охотой (а это трудно не считать трудовой деятельностью), мы определяем функции искусства начального периода как отражение трудовой деятельности – раз, и предмет трудовой деятельности – два. Ведь выполнить наскальный рисунок без специальных приспособлений и без определённых навыков (и не только художественного вкуса и творческого мышления) было практически невозможно.
Третья точка зрения (возможно, она имеет день рождения именно в этой статье) на зарождение и развитие искусства не опровергает ни одно из этих утверждений, а только пытается содействовать их примирению.
Ведь труд доступен в различной мере каждому живому существу: почти всё живое на Земле строит себе жилища (норы, гнёзда, дупла), добывает пищу и даже готовит запасы на зиму, заботится о потомстве. Но ни одно существо, кроме человека, не лепит скульптур, не пишет картин. Хотя петь умеют и могут многие птицы. Правда, без слов.
Значит, скидывать со счётов исключительную биологическую человеческую сущность невозможно. Мы не знаем, может ли понять красоту природы или музыку животное, но опыты показывают, что коровы дают больше молока, если им дают слушать классическую музыку. Некоторые собаки и кошки пытаются «подпевать», слушая определённые музыкальные произведения.
Вероятно, не только людям доступны высокие чувства и понимание прекрасного. А основные функции искусства сегодня как раз и опираются именно на возможность воздействовать на органы чувств людей, донося до них тайные мысли и чувства автора произведения искусства.
Другое дело, что вряд ли можно встретить лису, которая в свою нору потащит абсолютно бесполезную с её точки зрения статуэтку танцующей балерины. А если и потащит, то только для того, чтобы её потомство имело возможность вволю поиграть с ней и поточить свои острые зубки. Никакого эстетического чувства изящная фигурка у животных не вызовет.
Собственно, постепенно и человек стал искать практическую пользу от искусства. И если поначалу песни рождались просто потому, что, как говорится, «пела душа», то постепенно стали возникать слова, которые уже имели смысл и цель. Так функции искусства стали обретать социальный характер.
Люди, рассматривая скульптуры или картины, слушая музыку или пение, читая книгу или стихи, погружаясь в театральное искусство или кинематограф, не только наслаждаются на чувственном уровне. Сегодня как никогда определены социальные функции искусства. Искусство может расслаблять, даря негу, а может звать на баррикады.
Вряд ли кто-то может без слёз смотреть кинокартины, в которых изображены сюжеты несправедливых унижений как моральных, так и физических, более слабых. Хорошее искусство должно играть в обществе воспитательную роль, делать людей лучше, чище, добрее.
Видео: Is Programming Art? - MPJ's Musings - FunFunFunction #33
Часто сегодня поднимается среди искусствоведовов вопрос о том, стоит ли считать древние статуэтки, изображающие сексуальный акт между людьми разного пола или одного и того же, между людьми и животными, предметами искусства или следует наложить на них запрет, как на порнографию? Если это признавать искусством, то каковы функции искусства такого плана? Но этот вопрос пока остаётся открытым.