Задумывались ли вы, как часто мы используем фразу «жребий брошен»? Кто сказал это и что же она означает? Ответы на поставленные вопросы вы найдете в статье.
История появления выражения
В первом веке до нашей эры Италия еще не была великой Римской империей, а лишь была на пути к мировому господству. Для укрепления власти и авторитета императорам необходимо было расширять свои владения за счет захватнических походов на близлежащие земли.
Будущий император, проконсул Гай Юлий Цезарь, собрав свои военные силы, отправился покорять Цизальпинскую Галлию, путь к которой пролегал через Рубикон (в переводе с латыни "рубикон" – это красная река). Но поход Цезаря не был одобрен сенатом, поступил приказ даже распустить войска.
Гай Юлий Цезарь ослушался сената, и в январе 49 года до н. э. легион приблизился к берегам Рубикона. Остановившись, Цезарь колебался, стоит ли ему двигаться дальше, так как если перейти Рубикон, то обратного пути не будет. Будучи в больших сомнениях, Цезарь все же решает перейти реку, сказав при этом: «Жребий брошен».
Некоторые историки утверждают, что прежде, чем сказать эту фразу, он и впрямь бросил некое подобие игральных костей, указавших на то, что следует идти. По другим данным, «жребий брошен» был только фразой.
После перехода Рубикона Цезарь вступил в открытую войну с сенатом и в итоге сверг императора. Победа была за Цезарем. С этого момента и начинается история великой державы - Римской империи.
Автор цитаты
До сих пор спорят об истинном происхождении великого императора, превратившего небольшую страну в могущественную империю. Одни ученые утверждают, что Гай Юлий Цезарь был из обеспеченной семьи, но большинство склоняется к версии, что он вошел в ряды аристократов лишь после заключения брака с богатой женщиной Корнелией.
Их брак вызвал гнев диктатора Рима Суллы. Отказавшись от расторжения брака, Юлий Цезарь нашел спасение в армии и спустя некоторое время стал весьма успешным полководцем. После кончины Суллы ему удалось вернуться в Рим и начать свою политическую карьеру. Его популярность росла и усилить ее помогло успешное противостояние Митридату VI Евпатору, который попытался организовать вторжение в Рим.
Видео: мои любимые танкомульты
Спустя десятилетие Цезарь смог захватить Галлию, при этом не забывая подготавливать почву для продолжения политической карьеры в Риме. После гражданской войны 49-48 годов до н. э. и свержения власти Помпея, Цезарь занимает императорский трон.
Заключив союз с правительницей Египта Клеопатрой, он заручается международной поддержкой для проведения решительных реформ в государстве. Все последующие годы его правления ознаменовались реформами всех сфер жизни. Он продолжит свои захватнические походы и значительно расширит территорию маленькой римской республики.
Реформы и политика Гая Юлия Цезаря положительно воспринимались населением, но вот реакция сената была однозначно негативной. В период правления Цезаря сенат всеми возможными способами пытался пошатнуть его авторитет и обратить народ на свою сторону. В конце концов сенат организовал заговор против Цезаря. Во время выступления в сенате он был предательски заколот Брутом. Гай Юлий Цезарь в свое время свергнул императора, и его самого настигла та же участь.
Значение фразы
Как уже упоминалось, возможно, Цезарь и бросал игровые кости, когда сказал: «Жребий брошен». Тем самым он подразумевал, что принимает одно из самых важных решений в жизни. Он намеревался свергнуть императора.
Его решение было безоговорочным, и другого пути уже не было, это было окончательно. То есть это точка невозврата. Свою метафоричность фраза обрела только к семнадцатому веку.
Исследователи выделяют еще одну метафору, которую оставил Гай Юлий Цезарь. Со временем и сам переход через реку Рубикон обрел символичность. Возникло выражение "перейти Рубикон". Как и в случае с фразой "жребий брошен" фразеологизм "перейти Рубикон" означает решиться на важный шаг, также это своеобразная точка невозврата, означающая, что обратной дороги нет.
Латинский вариант
Видео: Танчики
До нашего времени дошла фраза "жребий брошен" на латыни - Alea jacta est ("алеа якта эст"). Но мало кто знает, что знаменитая фраза, согласно утверждению древнегреческого историка Плутарха, была сказана на греческом языке и является ничем иным, как цитатой Менандра.