Научные идеи о живом веществе, учение Вернадского о биосфере и ноосфере, уходят своими корнями в философскую концепцию, с помощью которой многие мыслители пытались осмыслить явление Жизни и место в ней человека, как самого значимого ее порождения. Начиная с Дарвина, эти эволюционные идеи стали толчком к существенной переориентации мышления. С одной стороны, человек окончательно включился в идущий к простейшим жизненным формам родственно связанный ряд развития, с другой — ему в дерзновенной перспективе эволюционной мечты стали открываться невиданные горизонты.
Вернадский сам однажды отмечал, что поиски космической связи как раз и заключаются в увеличении значимости данных идей для философии его времени, что проявилось в трудах таких мыслителей, как Бергсон и Н. Ф. Федоров.
Контакт основателя биогеохимии с мыслью французского философа Анри Бергсона — как раз тот случай, о котором писал Вернадский, указывая на значение философской мысли для научного поиска. Вовсе не становясь пленником метафизических или идеалистических рамок системы, ученый нашел в ней ценные источники будущего развития науки.
Видео: Биосфера учение о Биосфере
В «Творческой эволюции» Бергсон развил идею, состоящую в том, что жизнь, как таковая, является составляющей бытия, а ее развертывание выступает процессом космического свойства, движимым внутренними силами. Эти идеи были очень близки русскому ученому и именно на них начала формироваться теория Вернадского о биосфере. Именно Бергсон первым в науке поставил проблемы отличия времени физического от «живого» на научную основу, что было особо отмечено Вернадским.
Вернадский принципиально отверг старый биологический метод исследования, который основывался на исследовательской детерминанте, потому что, по его мнению, если такой подход и признавал влияние среды на живое вещество, то не мог ответить на вопрос о природе формирования самой этой среды.
Разумная деятельность людей в измерении Вернадского становится местом накопления энергии творческой мысли, активно преобразующей природу. Вернадский подчеркивал, что его идея не нова, утопический подход к ней обнаруживается в учениях Карла Кесслера и П. А. Кропоткина, а затем и в идеях Федорова, который ближе всех подошел к осмыслению такой субстанции, как биосфера.
Однако решающее предусловие создания ученым концепции ноосферы — необходимость осознания единства человечества. Как писал Вернадский, биосфера в привычном понимании не находит пока у людей нравственной интерпретации. Вместе с тем, идея единства человечества, равноправия и братства, как раз и выступает той нравственной основой, с одной стороны, а с другой – мотивом, которые заставляют ученых совершенно по-иному взглянуть на окружающий мир и космос, как порождения одного начала.
Третий принцип, который заложен в учение Вернадского о биосфере и который приводит к развитию этого научного направления – это «омассовление» общественной, исторической жизни. И, наконец, то, что стало объективным условием популяризации учения о ноосфере – естественный рост науки, преобразование ее в главную силу этой самой ноосферы.
Вернадский ввел в рассмотрение научного знания, совершенно особую категорию – ноосфера, которую определял как научную мысль, которая является продуктом эволюции живого вещества, и процесс этой эволюции нельзя остановить. По мнению Вернадского, потенция такого развития практически безгранична, а потому научная мысль становится и нравственной детерминантой человеческого развития, которое идет по пути осознания своей «вселенскости», то есть по пути охвата всей биосферы и всего человечества.
Видео: Владимир Вернадский. «Постигая разум».Часть1
Интересно, что такие мысли пришли в учение Вернадского о биосфере накануне Второй мировой войны, что позволило ученому убедительно доказать постулат о том, что научное знание, как созидающая ноосферу сила, может служить и темным силам, антиноосферным по своей природе. Гуманистический кризис середины ХХ века, по мнению В.И. Вернадского, заставил по-новому посмотреть на вопросы бытия и связи мысли и природной среды.
Только идея ноосферы в ее моральной чистоте может вывести человека на путь развития, предначертанный ему Космосом. Эта идея составляет стержень, на котором обосновывается универсализм такого неординарного явления, каким выступает учение Вернадского о биосфере. Только наличие активно-эволюционной мысли, по его мнению, которая начала формироваться сосем недавно, в девятнадцатом веке, дает человеку иной вектор осмысления себя в природе – понимание себя как существа сознательно-творческого, активно «растущего», назначение которого состоит не только и не столько в преобразовании окружающей природы, сколько в преобразовании природы собственной.