Местоимения не имеют категориальной семантики или грамматической оформленности, которые бы их обобщали. По этой причине и грамматического класса они не образуют. Однако по традиции все же выделяют отдельно и местоимение как часть речи.
В языкознании до сих пор отсутствует единое мнение на этот счет. Например, такие лингвисты как Л. В. Щерба и А. М. Пешковский местоимение как часть речи не рассматривают.
В школьной практике тоже есть свои особенности. В ней не причисляют к ним местоименные наречия, их относят к собственно наречиям (там, здесь, как, туда, так).
Видео: Крючкова Н.С. Местоимение как часть речи, или Неизвестный цветок.
На современном этапе существует множество описательных грамматик русского языка (даже академических), в которых, подражая В. В. Виноградову, рассматривается только то местоимение как часть речи, которое соотносится по употреблению с именем существительным. Это так называемые местоименные существительные. На самом деле, их категории числа, падежа и рода не совсем совпадают. А модели склонения с существительными они имеют вообще разные. Предложения с местоимениями данного типа (кроме слов сам, один) не соединяются, как правило, с необособленными определениями.
Однако и такое мнение о том, какой статус занимает местоимение как часть речи, представляется мало аргументированным. Различию между местоименными существительными и собственно существительными есть объяснение. Ведь морфологические категории последних неразрывны с лексическим значением слов, а значит, и в другой части речи они полностью реализоваться не могут.
Абсолютно все местоименные слова объединяются в один лексико-семантический класс. Каждое из них одновременно относится и к классу местоимений, и к той части речи, которая соответствует его грамматической оформленности. Соответственно, каждое из них имеет и местоименное значение, и значение категорий той части речи, к которой относится.
Местоименные слова имеют свою специфику:
1) Они указывают на признаки и предметы, но их не называют, то есть, вещественного значения у них нет.
2) Местоименный корень, а не грамматическая оформленность определяет местоименное значение.
И еще одна особенность позволяет отличить их от других частей речи. Их семантика уже по природе своей направлена на «я», то есть на субъект говорящий. На это указал в одной из своих работ и А. М. Пешковский. Он отметил, что в русском языке имеются такие части, которые выражают отношение говорящего и мыслящего к тому, о чем он говорит и мыслит. Местоимения изначально ориентированы на речевую ситуацию. А те, которые относятся к первому и второму лицу, еще и называют непосредственного участника беседы.
Опираясь на указанные выше признаки, можно сделать вывод о том, что местоимения составляют определенную группу слов, которая почти не пополняется, замкнута.
Объединяются они и отличаются от других частей речи и синтаксическим свойством. Местоимения выполняют роль слов-заместителей, не имеют постоянного синтаксического места. Это значит, что они занимают позиции иных самостоятельных частей речи.
Местоимения в разговорной речи практически всегда выделяются интонацией. На письме это проявляется расстановкой соответствующих знаков препинания. Чаще всего встречается написание тире после местоимений личных тогда, когда они выполняют в предложении роль подлежащего, а имена существительные в именительном падеже – роль сказуемого. Это происходит в таких случаях:
1) При необходимости выделить местоимение логически: Он – виновник того действа!
2) При противопоставлении: Я плачу, страдаю, а ты – холодна!
Видео: Местоимение как часть речи
3) При обратном построении слов: Ведь герой этот – я.
4) Когда части предложения параллельны по структуре: Мы – победители и судьи. За нами – честь и торжество!