В XVII–XVIII вв. европейцы строили свое представление о России на основе материала книги, написанной Адамом Олеарием. Этот путешественник трижды побывал в Московии. Так Россию называли жители западных стран. Олеарий оставил подробное описание жизни и порядков России. Свои записи он делал во время пребывания в посольстве, ехавшем в Персию.
Детство и образование
Путешественник Адам Олеарий родился 24 сентября 1599 года в немецком городе Ашерслебене. Он происходил из простой рабочей семьи. Его отец был портным. Глава семейства скончался вскоре после рождения сына. Несмотря на бытовые сложности и бедность, Адам смог поступить в Лейпцигский университет. В 1627 году он стал магистром философии.
Молодой ученый начал работать в родном университете, однако его научная карьера была прервана из-за опустошительной Тридцатилетней войны. Кровопролитие затронуло и Саксонию. Адам Олеарий решил не рисковать жизнью и отправился на север, докуда война так и не добралась. Философ нашел убежище при дворе герцога Гольштейна Фридриха III. Олеарий был не только философом, но еще и ориенталистом, историком, физиком и математиком. Он знал восточные языки. Герцог оценил эти редкие умения и оставил ученого у себя на службе.
Первое путешествие
В 1633 году Фридрих III отправил свое первое посольство в Россию и Персию. Герцог хотел завязать крепкие торговые связи с этими богатыми и необъятными странами, где продавались редкие и ценные для европейцев товары. В первую очередь немцы были заинтересованы в покупке восточного шелка. Во главе посольской миссии был поставлен Филипп фон Крузенштерн, а также торговец Отто Бругман. Адам Олеарий стал переводчиком и секретарем, записывавшим все происходившее с немцами в их путешествии. Именно эта функция позволила ему позже систематизировать свои многочисленные заметки и издать книгу о России, ставшей крайне популярной в Западной Европе.
Всего в посольстве было 36 человек. По словам Адама Олеария, путь дипломатов пролегал через Ригу, Нарву и Новгород. Немцы торжественно прибыли в Москву 14 августа 1634 года. В столице посольство пробыло 4 месяца. Русский царь Михаил Федорович (первый монарх из династии Романовых) разрешил иностранцам беспрепятственно отправиться в Персию. Однако эта цель была поставлена уже перед следующим посольством. Первая же делегация, получив разрешение на будущее, отправилась домой и вернулась в Готторп в апреле 1635 года. По словам немецкого ученого Адама Олеария, в Москве их приняли с распростертыми объятьями. Михаил Федорович был также заинтересован в контактах с европейцами, как и они сами желали сотрудничать с русскими. На протяжении четырех месяцев в городе и еще нескольких недель в дороге Адам Олеарий старательно фиксировал на бумаге все, что только видел.
Второе путешествие
Фридрих III был доволен результатами первого предварительного посольства. Он не собирался останавливаться на достигнутом и приступил к организации второго путешествия. На этот раз ученый Адам Олеарий стал не только секретарем-переводчиком, но и советником посольства. Немцам предстояло отправиться буквально на край света – в Азию, где даже в XVII веке почти не было европейцев.
По словам Адама Олеария, делегация отправилась из Гамбурга морем 22 октября 1635 года. На борту корабля было множество даров для русского царя и персидского шаха Сефи I. Но в пути около острова Гогланда в Балтийском море судно разбилось о скалы. Были потеряны все подарки и верительные грамоты. Люди не погибли, они с трудом выбрались на берег Гогланда. Из-за этого несчастья немцам пришлось около месяца блуждать по портам Балтийского моря на случайных кораблях.
Наконец послы оказались в Ревеле. В конце марта 1636 года они въехали в Москву, а в июне двинулись в Персию. Путь посольства пролегал через Коломну и Нижний Новгород. В местном порту любекский мастер заранее построил для шлезвигцев корабль, на котором они спустились по Волге и попали в Каспийское море. По словам Адама Олеария, этим транспортом пользовались также торговцы и рыбаки, промышлявшие на этой богатой рыбой реке. И в этот раз посольству было не суждено закончить свое путешествие без происшествий. Разыгравшаяся буря выбросила судно на азербайджанский берег около местечка Низабат. В конце декабря немцы достигли приграничной Шемахи.
Пребывание в Персии и возвращение домой
Еще четыре месяца им пришлось ждать официального разрешения шаха двигаться дальше. По словам немецкого ученого Адама Олеария, послы были готовы к этому, понимая, что привычки и нормы восточных народов в корне отличаются от европейских. В августе 1637 года посольство прибыло в Исфахан – столицу Персии. Там оно пробыло до конца декабря. Обратный путь лежал через Астрахань, Казань и Нижний Новгород. 2 января 1639 года Адам Олеарий вновь оказался в Москве. Русский царь Михаил Федорович обратил на него внимание и предложил остаться в России в качестве придворного ученого и астронома. Однако Олеарий отказался от такой чести и в августе 1639 года вернулся в Германию. В 1643-м он вновь побывал в Москве, хотя и не с таким долгим визитом. Это был последний раз, когда Олеарий посетил Россию.
В целом путешествие оказалось провальным. Оно стоило герцогству больших денег, но никаких договоренностей о торговле с Персией через территорию России согласовано не было. Кроме того, глава посольства Отто Бругман злоупотреблял своими полномочиями, из-за чего у него вспыхнул конфликт с коллегами. После возвращения домой немецкий ученый Адам Олеарий стал обвинителем на суде против своего бывшего начальника. Бругмана казнили за чрезмерные растраты и неисполнение указов герцога.
Книга Олеария
В 1647 году была издана книга Олеария «Описание путешествия в Московию», в которой он изложил полную хронологию своего вояжа на восток. Книга тут же приобрела бешеную популярность. Представления европейцев о России были самыми туманными, и они жадно поглощали любую информацию об этой далекой стране. Сочинение Олеария на протяжении долгого времени было самым содержательным и богатым деталями. На каждой странице книги проявилась его осведомленность, эрудированность и наблюдательность. Произведение было переведено на множество европейских языков. Отчасти книга Олеария стала источником живучих стереотипов о Московии с ее неухоженностью и странными порядками.
Помимо всего прочего, особенную ценность приобрели исполненные на меди рисунки, изображавшие диковинные для европейцев картины российского быта. Их автором стал сам Адам Олеарий. Транспорт и неторопливое путешествие позволили взять с собой все необходимые инструменты. Рисунки были созданы прямо во время путешествия по следам свежих впечатлений. Заканчивали их уже в Германии. В Европе были завершены рисунки, изображавшие жителей Московии. Специально для этого Олеарий вывез на родину русские национальные костюмы, а в качестве натуры использовал моделей-соотечественников, одетых в иноземные платья и кафтаны.
Внешний вид русских
Книга Олеария была поделена на множество глав, каждая из которых касалась того или иного аспекта жизни русских. Отдельно автор описал внешность и одежду жителей Московии. Длинные волосы полагались только служителям церкви. Вельможи должны были регулярно стричься. Женщины любили румяниться и белиться, причем гораздо больше европеек, что сразу бросилось в глаза уроженцу Германии.
Мужскую одежду Олеарий считал очень похожей на греческую. Широко распространенными были широкие сорочки и штаны, на которые надевались узкие и длинные камзолы, свисающие до колен. Каждый мужчина носил шапку, по виду которых можно было определить социальную принадлежность человека. Князья, бояре и государственные советники не снимали их даже во время публичных заседаний. Шапки для них изготавливались из дорогого лисьего или собольего меха. Простые горожане летом носили головные уборы из белого войлока, а зимой – суконные.
Русские короткие и заостряющиеся спереди сапоги из сафьяна или юфти напоминали польскую обувь. По словам ученого Адама Олеария, девушки ходили в башмаках на высоких каблуках. Женские костюмы очень походили на мужские, только их верхние одежды были несколько шире и окаймлялись шнурками цвета золота и позументами.
Питание и благосостояние москвичей
Немецкий ученый сделал много заметок о быте и благосостоянии русских. Всем этим очень интересовался вездесущий Адам Олеарий. По словам немецкого ученого, жители Московии были гораздо беднее немцев. Даже аристократия, владевшая теремами и дворцами, построила их только в последние тридцать лет, а до того и сама жила довольно плохо. Говоря об этом периоде, Олеарий имел в виду Смутное время, когда Россия была разорена гражданской войной и польской интервенцией.
Ежедневное питание простолюдинов состояло из репы, крупы, капусты, огурцов, соленой и свежей рыбы. В то время как у среднего европейца были «нежные кушанья и лакомства», русские ничего этого не знали и не пробовали. Олеарий отмечал, что великолепные пастбища Московии давали хорошую баранину, говядину и свинину. Однако русские мало ели мясо, так как в их православном календаре почти полгода приходилось на строгий пост. Оно заменялось различными блюдами из рыбы вперемешку с овощами.
Олеарий удивлялся особенному виду русского печенья, которое называлось пирогами. В Московии было много икры осетровых рыб, которую перевозили бочками на повозках и санях. По словам ученого Адама Олеария, этим транспортом также пользовались для доставки других продуктов, которые не производились в городах.
Государственное устройство
Особенно подробно Олеарий описал государственный строй России. В первую очередь он отметил рабское положение верховных вельмож по отношению к своему царю, которое, в свою очередь, переносилось на чиновников нижних звеньев и, наконец, на простолюдинов.
В XVII веке в России были распространены телесные наказания. Они применялись даже по отношению к аристократам и богатым купцам, которые, например, по неуважительной причине пропустили аудиенцию с государем. Отношение к царю как к богу прививалось с самых ранних лет. Взрослые внушали эту норму своим детям, а те в свою очередь своим детям. В Европе такие порядки уже остались в прошлом.
Олеарий, изучая положение бояр, отметил, что они служат царю не только в государственных делах, но также в судах и канцеляриях. Так немец по своей привычке назвал приказы – предшественники российских министерств. Всего Олеарий насчитал 33 канцелярии. Также он отмечал суровость московских судов. Если человека уличали в воровстве, его начинали пытать, чтобы выведать, не украл ли он еще чего-нибудь. Палачи били кнутом, вырывали ноздри и т. д.
Самыми частыми судами были суды о долгах и должниках. Как правило, для таких людей назначался срок, в течение которого они могли легально выплатить необходимую сумму. Если должник не укладывался и в этот период, то его отправляли в специальную долговую тюрьму. Таких узников каждый день выводили на улицу перед зданием канцелярии и наказывали битьем палками по голеням.
Православная церковь
В Москве XVII столетия было огромное количество церквей, что отметил Адам Олеарий. Архиереи каждый год инициировали строительство новых храмов. Олеарий насчитал в русской столице 4 тысячи священнослужителей при общем населении примерно в 200 тысяч человек. Монахи ходили по городу в черных длинных кафтанах, поверх которых были такого же цвета плащи. Другими обязательными их атрибутами были клобуки (чепцы) и посохи.
Для того чтобы стать священником, мужчине нужно было пройти аттестацию, то есть сдать экзамены и убедить комиссию, что он умеет читать, писать и петь. В Московии монахов было гораздо больше, чем в европейских странах. Это отмечал Адам Олеарий. Московские архиереи опекали множество монастырей, находившихся не только в Москве, но и разбросанных по всей стране за пределами городов. Немец в своей книге подчеркивал, что русские священники многое переняли у византийской православной церкви, и часть их порядков противоречила католическим обычаям. Например, попы могли жениться и воспитывать детей, в то время как на западе заводить семью было нельзя. Новорожденных крестили сразу после появления на свет. Причем делали это не только священнослужители в своих семьях, но и все простолюдины. Такое поспешное крещение было необходимо из соображения, что все люди рождаются в грехе, и только очистительный обряд может избавить ребенка от скверны.
Архиереи передвигались по Москве в специальных санях, покрытых черной тканью. По словам Адама Олеария, этим транспортом подчеркивалось особенное положение пассажира. Чуть позже уже при Алексее Михайловиче появились кареты, которые стали использовать патриархи и митрополиты. Если все светские люди поклонялись царю как богу, то и сам монарх должен был неукоснительно исполнять все церковные обряды, и в этом он не отличался от своих подданных. Русские XVII века внимательно следили за календарем. Каждое воскресенье отмечалось праздничной службой в храме, и даже царь не мог не прийти туда или оказаться в церкви с покрытой головой.
Поволжье
В Нижнем Новгороде XVII века жили русские, татары и немцы. Таким образом, это был самый восточный город, где лютеране имели церковь и могли свободно исповедовать свою религию. Когда туда прибыл Адам Олеарий, немецкая община состояла из ста человек. Иностранцы попадали в Нижний Новгород по разным причинам. Одни занимались пивоварением, другие были военными офицерами, третьи промышляли винокурением.
В Нижний Новгород прибывали корабли со всего Поволжья. По словам Адама Олеария, этим транспортом пользовались «черемисские татары» (то есть марийцы), которые жили ниже по течению Волги. Немецкий ученый оставил о них любопытный очерк. Черемисы, родом с правого берега Волги, назывались нагорными. Жили они в простых избах, питались дичью, медом, а также благодаря скотоводству.
Интересно, что Олеарий в своей книге называл здешних уроженцев «разбойничьим, вероломным и чародействующим народом». Наверняка он переносил на бумагу те слухи, которые были популярны среди поволжских русских простолюдинов, опасавшихся черемисов. Такая дурная слава была связана с тем, что многие из них и в XVII веке оставались язычниками.
Последние годы Адама Олеария
Большую часть жизни Олеарий провел в Шлезвиге. Он жил при дворе герцога, был его математиком и библиотекарем. В 1651 году ему был поручен наиважнейший проект – создание Готторпского глобуса. На момент появления он был самым большим в мире (его диаметр достигал трех метров). Каркас, несущие конструкции и механизмы изготавливались под руководством Олеария на протяжении нескольких лет. Фридрих III, ставший инициатором проекта, не дожил до открытия глобуса. Он был представлен публике следующим герцогом Кристианом Альбрехтом.
Глобус имел внутреннюю полость, в которую поместили стол и скамейку для 12 человек. Войти внутрь можно было через дверь. С наружной стороны была нанесена карта Земли. Внутри находился планетарий с созвездиями. Конструкция была уникальной. Две карты могли одновременно вращаться. При Петре I глобус был подарен России. Он хранился в Кунсткамере и сгорел в пожаре 1747 года. От чуда инженерной и картографической мысли сохранилась только дверь, которая в тот момент хранилась в подвале. Позже была создана копия оригинальной модели.
Помимо книги о России и глобуса-планетария у Адама Олеария было много других начинаний. Он писал прозу, переводил художественную литературу и даже составил рукопись персидского словаря. Но больше всего ученый остался известен именно благодаря своему путешествию на восток и заметкам о России. Адам Олеарий скончался в 1671 году.