Первый крестовый поход и его роль в становлении «общества преследования»

До эпохи Тысячелетия папство стремилось вырваться из-под власти императоров Священной Римской империи. Эта борьба за инвеституру закончилась победой Церкви. Честолюбивый и амбициозный папа Григорий VII затеял величайшую по масштабам реформу по экклезиальному переустройству, названную по его имени Григорианской. С одной стороны, этот понтифик попытался приглушить народную критику клира и вернуть пошатнувшийся авторитет церковников посредством введения целибата и создания новых монашеских орденов с суровым уставом. С другой стороны, папа пытался обуздать все более множащийся класс безземельных (из-за права майората) рыцарей. Младшие сыновья феодалов, будучи по праву рождения людьми меча, представляли «мину замедленного действия» для общества. Объявляемые «Дни мира Божьего» - запреты вести военные действия в определенные дни – мало спасали ситуацию. Эти факторы – стремление упрочить пиетет перед духовенством и огромная масса неприкаянных вооруженных людей – и подготовили первый крестовый поход.

После взаимных проклятий, которыми обменялись папа Римский и патриарх Константинопольский в 1053 году, обе Церкви окончательно разошлись. Однако, когда сельджуки вторглись в пределы Византийской империи, василевс Алексей I Комнин попросил западноевропейских государей о военной помощи. Такое бедственное положение Византии было очень на руку папству. Можно было не только отправить за море огромную массу рыцарства, но и укрепить авторитет Церкви, возглавив первый крестовый поход. Но для этого нужно было превратить обычный светский конфликт за земли в священную войну за Гроб Господень. Однако, чтобы стать во главе этой военной кампании, оттеснив отлученных Генриха IV Германского и Филиппа I Французского, необходимо было сделать один важный теологический выверт.




До этого времени Церковь называла убийство грехом и войну делом греховным, или, по крайней мере, меньшим злом. Сейчас перед ней стояла задача назвать «черное белым» и самой непосредственно ввязаться в кровопролитие. Используя образ из Откровения Иоанна о борьбе архангела и ангельского воинства с войском Антихриста, римское папство заговорило о праведных войнах. Так осенью 1095 года в Клермоне (ныне Клермон-Ферран во Франции) на церковном соборе папой Урбаном II был объявлен сакрализованный первый крестовый поход. А затем теологи обосновали это утверждениями, что лишая жизни неверного, никакого убийства не совершается, но наоборот, происходит искоренение зла.



Крестоносное воинство еще по пути в Святую Землю отличилось масштабными еврейскими погромами, а взятие Иерусалима в 1099 привело к такой бойне, что, по воспоминаниям Фулько Шартрского, «ноги погружались в кровь убиенных жен и детей по лодыжки». А над всем этим гремел клич «христианского» воинства: «Сие угодно Богу!». Этот поход перевернул средневековые устои общество. Начался путь скольжения к практически тоталитарному «обществу преследования», по меткому выражению Р.Мура, когда из социума один за другим исключались (объявлялись врагами Бога) какие-то группы населения: евреи, религиозные диссиденты, православные, прокаженные и т.д. Трудно точно сказать, сколько было крестовых походов, потому что не все они официально объявлялись папством (таких было 8), а только инспирировались проповедями.

Одно несомненно: со времен первого вторжения в Святую Землю убийство того, на кого укажет Римско-католическая Церковь как на врага, уже не считалось грехом, но высшей религиозной добродетелью. В XIII веке, когда был провозглашен первый крестовый поход в христианские земли (против альбигойцев) толерантность была объявлена грехом. На IV Латеранском Соборе в 1215 году папа Иннокентий III объявил врагами Господа схизматиков, то есть православных христиан. А уже в 1232 г. Григорий IX призвал добрых католиков нашить крест и отправиться воевать против Новгорода и Пскова. Военная кампания продолжалась с переменным успехом с 1232 по 1240 год, пока битва на Чудском озере в апреле 1242 г. (названная Ледовым побоищем) не поставила точку в притязаниях Римского папства на восточнославянские земли. Трудно представить себе судьбы славянских народов, если бы крестовые походы на Русь закончились иначе, ведь в своей булле (9.12.1237 года) Григорий IX призывает крестоносцев безжалостно «изничтожать врагов креста».



Внимание, только СЕГОДНЯ!


Поделись в соцсетях:
Оцени статью:


Похожее
» » » Первый крестовый поход и его роль в становлении «общества преследования»