Конституционно-демократическая партия России родилась в октябре 1905 года. С «Кровавого воскресенья» прошло чуть больше девяти месяцев, до Московского восстания оставалось чуть более полутора. Страна кипела, обсуждая манифест Николая Второго от семнадцатого октября, в котором самодержец всемилостивейше подарил народу первый в новой истории представительский орган – Государственную Думу.
Видео: Документальные фильмы - Кадеты - Пажеский корпус
Конституционно-демократическая партия, объединившая в своих рядах европейски ориентированную интеллигенцию, мелкую и среднюю буржуазию и некоторых землевладельцев, была настроена на развитие в империи гражданских свобод, завоевав на первых порах сочувствие и голоса даже части пролетариата. В первой Государственной Думе конституционные демократы, используя симпатии значительной части населения, сумели завоевать сто семьдесят шесть мест из четырехсот девяноста девяти – это тридцать пять процентов! Успех был ошеломляющим. Это была крупнейшая фракция.
Чтобы упростить труднопроизносимое «конституционно-демократическая партия», было решено называться проще – партией кадетов. Но «оптимизация названия» не помогла партии удержать симпатии избирателей. После разгрома революции кадеты позиционировали себя как партию конструктивной оппозиции, стремящейся добиваться реализации своих планов легальными методами. Вот уж воистину – страшно далеки они от народа. Народ хотел все и сразу, а легально все и сразу получить было невозможно, вот и начала партия кадетов терять сторонников, в первую очередь – из среды рабочих. А большевики и эсеры, проповедовавшие исключительно нелегальную, подпольную работу, получили приток в свои ряды новых членов.
Видео: Как мыслили кадеты?
С каждыми новыми выборами в Государственную Думу конституционно-демократическая партия теряла симпатии населения и, соответственно, места в законодательном органе власти. К 1917 году в Учредительном Собрании из семисот шестидесяти семи членов кадетами были лишь пятнадцать – всего два процента! На партии можно было ставить крест. Правда, позже, в эмиграции, кадеты еще пытались имитировать бурную деятельность, но безрезультатно.
Главе партии, Павлу Милюкову, еще во время его «думского сидения» предъявлялись претензии - обвинения в связях с европейским масонством, что не способствовало популярности кадетов. Действительно ли он был членом «великой ложи Франции», неизвестно. Документов, подтверждающих или опровергающих его масонство, по понятным причинам, нет. Но по его действиям можно было судить о том, что он действительно пытался проводить в России политику «наднациональной силы».
Современные российские политические деятели, безусловно, изучают опыт своих предшественников. При невысоких финансовом, административном и организационном ресурсах завоевать сердца «электората» возможно только с помощью популизма. Что блестяще подтвердила на своей практике либерально-демократическая партия России. Короткие, хлесткие лозунги, радикальность высказываний – и вот перед нами очередной борец за счастье народное. Невыполнимость или выполнимость обещаний никого не интересует. Не получилось – значит, вопреки, получилось – значит, благодаря. Наличие харизматичного лидера в данном случае – обязательное условие успеха. Правда, по части симпатий народных либерально-демократическая партия идет по стопам кадетов. Проценты, конечно, немного разнятся, но тренд общий – первоначальный успех и последующее падение количества сторонников. Страшно далеки они от народа…