Когда читатель, как правило, подготовленный и знающий, слышит имя Андрея Платонова, то ему сразу вспоминаются «Котлован» и «Чевенгур». А вместе с ними приходит на ум и трудное обаяние платоновского слога, которое невозможно почувствовать сразу, так как его язык обволакивает читателя как наркотический дурман, постепенно, и затягивает внутрь, как топкое болото. Уже не ясно, нравятся человеку его книги, или он просто не может выбраться из причудливого пропитанного смертью литературного пространства русского классика XX века. Все это справедливо и в отношении малых литературных форм, в которых не изменяет своему стилю Платонов. «Третий сын» (краткое содержание в том числе) – лишнее тому доказательство.
Сюжет
В небольшом провинциальном городе у старика умирает жена, и он дает телеграммы в разные уголки Советского Союза сыновьям (их всего у него шесть), чтобы они приехали, помогли с похоронами и попрощались с матерью.
Сначала на место событий прибывает старший сын, затем за ним и все остальные в короткий промежуток времени. С ребенком приезжает только третий сын – он привозит с собой маленькую дочь. С большим мастерством описал в рассказе все то, что касается смерти матери, Платонов. «Третий сын» (краткое содержание передает это только отчасти) – в этом смысле немного жутковатое произведение.
Затем была заупокойная служба в доме, где никто особенно не верил в Бога, поэтому вся процедура приобретала характер сюррелиастический и слегка абсурдистский: поп читал молитвы, сыновья стояли караулом (никто из них не молился) над гробом матери и тихо плакали, скупо роняя слезы. А священнику в это время очень хотелось в закрытое братское общество, хотелось почувствовать причастность к происходящему, хотелось поговорить с мужчинами о социализме и его строительстве.
Дед положил всех братьев в одной комнате, а сам лег с внучкой в другой. Через некоторое время из комнаты братьев послышались смех, ребяческая возня и песни. А дед заплакал вместе с внучкой. Потом девочка перестала плакать о бабушке, которую совсем не знала, а дед не мог унять своих тихих слез.
В комнате братьев молчал только один – третий сын. В ней вскоре возня и шум прекратились. Дверь открылась, из комнаты вышел третий сын, подошел к гробу матери, хотел на него опереться в темноте или ухватить, но сделал неловкое движение и стащил гроб со стола, затем потерял сознание. Другие братья поспешили к нему на помощь. Больше не было ни песен, ни веселья. Братья разбрелись по дому и двору и тихо завыли о мертвой матери. Эти события проникновенно описал Платонов. «Третий сын» (краткое содержание свидетельствует об этом) – небольшое, но сильное сочинение.
Смерть как бытовое явление и как экзистенциальное событие
Но сюжетным изложением не ограничивается содержание настоящей статьи. Когда говорят и пишут о Платонове, то всегда есть соблазн заглянуть за сюжетную канву произведения и узреть что-то за ней кроется. Этому соблазну мы и уступаем, переходя от пересказа к экзистенциальному анализу сочинения, которое написал Платонов. «Третий сын» (краткое содержание не может этого скрыть) располагает к такому исследованию, как и все творчество автора.
До того момента, когда третий брат вышел из комнаты, смерть представлялась всем собравшимся людям, кроме, пожалуй, внучки и деда, событием рядовым и даже, может быть, заурядным. Ну да, умерла мать, ну и что? Ведь жизнь сыновей идет. Жизнь кончается и завершается смертью – это совершенно нормально. Братья же давно не виделись и неизвестно, когда встретятся вновь, разве что на похоронах отца. Так почему бы не пошалить.
Логика в этом есть, ведь присутствуют основные постулаты обыденного мышления. Если вспомнить, то редко кто воспринимает смерть стариков как подлинную трагедию. Совершенно обычно, что пожилые люди умирают, а молодые живут. Но эту «обычность», как правило, не раскрывают, а усиленно прячут за ритуалом: кидаются на гроб, воют и рыдают над покойником, чтобы никто не догадался, что на самом деле всем все равно.
Экзистенциальным событием смерть становится тогда, когда третий сын своим «тихим словом» прекращает веселие братьев, выходит из комнаты, чтобы последний раз в темноте прикоснуться к матери и теряет сознание от избытка чувств. И тут все остальные понимают, что все это по-настоящему – матери больше нет и уже никогда не будет. Обморок одного из героев рвет ткань повседневности, обнажая всю трагическую суть смерти.
Таково экзистенциальное толкование события смерти старухи в произведении «Третий сын». Андрей Платонов – великий мастер не только слова, но и философской мысли.
Контрастность жизни и смерти в сочинении «Третий сын»
Удивительное дело, но сначала даже при условии, что покойник находится в доме, ощущение трагичности передается только неповторимым языком Платонова, сыновья же ее не чувствуют. Для них смерть – это часть жизни. Но когда третий брат теряет сознание, остальные понимают, что смерть – это необратимость, что-то совсем другое, нежели жизнь. Такое открытие, безусловно, пугает героев (а вместе с ними и читателя). Досконально передал ощущение трагического разрыва между жизнью и смертью Платонов. Андрей Платонов «Третий сын» построил на контрасте между обычностью жизни и необратимостью и ненормальностью смерти. Это произведение русского классика стоит читать. К тому же оно отлично подойдет для первого ознакомления с творчеством А.П. Платонова.