В умах многих Марта Геллхорн навсегда останется третьей женой Эрнеста Хемингуэя. Именно в таком качестве ее представляют справочники и энциклопедии, несмотря на то что она была одной из немногих женщин, занимающихся освещением военных событий.
Всей душой преданная журналистскому ремеслу, она посвятила написанию репортажей ни много ни мало шестьдесят лет. Этой женщине официально было присвоено звание одной из пяти журналистов, оказавших наибольшее влияние на формирование и развитие общества в Америке на протяжении XX века. Это знаменательное событие отмечено выпуском специальной серии марок для почтовых конвертов.
Биографические данные
Марта Геллхорн родилась в Сент-Луисе (Америка) в 1908 году. Ее родителями стали Джордж Геллхорн (врач) и Эдна Фишэлл, ведущая активную деятельность по защите женских прав.
Юная Марта уже в детстве стала писать стихотворения и короткие рассказы, поэтому никто не удивился, когда она заявила о намерении достичь высот в писательском ремесле. Окончив колледж, она поступила на работу в небольшое издательство и писала репортажи о новостях криминального мира. Правда, здесь Марта не задержалась и уехала в Европу на поиски приключений и новых тем.
Быстрый старт в журналистике
Поразительной способностью молодой журналистки было умение находить способы для знакомства с влиятельными людьми. Находясь в столице Франции, Марта Геллхорн практически за несколько дней получила работу в редакции популярного журнала Vogue. Уже в качестве корреспондента этого издания девушка привлекла внимание писателя Бертрана де Жувенеля, отцом которого был знаменитый французский политик и дипломат.
По неофициальным данным, они поженились, но документально это не подтверждено. На тот момент Бертран находился в браке, и нет никаких данных о том, что имел место бракоразводный процесс. В любом случае эти отношения не продлились долго, так как Марта Геллхорн уже пресытилась французским обществом и заинтересовалась назревающей в Европе войной. Она уехала из Парижа, оставив Бертрана.
Возвращение на родину
После приезда в Америку девушка стала вести активную деятельность как репортер одной из крупных газет. Ее репортажи были настолько впечатляющими, что такой могущественный человек, как Гарри Хопкинс, заинтересовался тем, кто такая Марта Геллхорн. Биография журналистки содержит факты, указывающие на ее сотрудничество с правительством Франклина Рузвельта, на которого работал Хопкинс. По поручению администрации президента девушка проехала по ключевым городам Америки и написала ряд очерков о том, какие последствия имела Великая депрессия для разных слоев населения. Результаты наблюдений были изложены журналисткой не только в статьях, но и в книге «Беда, которую я видела». Этот сборник рассказов стал первым литературным произведением, которое написала Марта Геллхорн. Книги ее, как и большинство публикаций, написаны в своеобразном стиле, отрывисто и без пафоса ("Проигранное сражение", "Путешествия в одиночку и со спутниками").
В процессе работы Марта стала близкой приятельницей Элеоноры Рузвельт, жены президента. Кроме общих интересов, они выяснили, что первая леди хорошо знала мать Марты по колледжу.
Расположение влиятельных людей и их протекция сулили журналистке отличную карьеру в администрации с последующей политической карьерой. Но все привилегии меркли в сравнении с предстоящими приключениями и путешествиями, поэтому выбор Марты был очевиден.
Отношения с Уэллсом
Посещая президентский дом, Марта завела знакомство со знаменитым писателем, работавшим в жанре фантастики, с Гербертом Уэллсом. Он также был желанным гостем в семье президента.
На тот момент Герберт находился в браке и, кроме того, содержал несколько любовниц, однако не мог сопротивляться напору Марты. Под ее влиянием он принимает решение отправиться с ней в Европу, прямо в горнило разгорающейся войны.
Строго говоря, благодаря Уэллсу и его опеке девушка стала вращаться в высших журналистских кругах. Теплота не исчезла из их отношений даже по прошествии многих лет, когда оба были семейными людьми.
Знакомство с Хемингуэем
Востребованность и популярность журналистки в середине 30-х годов достигли впечатляющих масштабов: ее поездки по странам Европы и статьи, раскрывающие суровую правду о жизни людей в американской глубинке, имели изобличающий характер. Судьбоносное знакомство Марты со знаменитым писателем Эрнестом Хемингуэем состоялось во флоридском баре «Неряха Джо». По словам Эрнеста, он был потрясен стройными ногами Марты и вначале влюбился в них, и затем уже в нее саму.
Оставшись во Флориде, журналистка подружилась с Полин Пфайфер, супругой писателя в то время. Несмотря на то что Полин также писала для журнала Vogue и была довольно интересной личностью, Хемингуэй уже увлекся Мартой. Среди их общих интересов была горячая любовь к Испании, поэтому неудивительно, что они вдвоем уехали в эту страну, охваченную гражданской войной.
Совместная репортерская деятельность
Хемингуэй и Геллхорн прибыли в Испанию налегке: у них был один чемодан и не более пятидесяти долларов на двоих. Их страстью стало освещение событий, происходивших в стране, и, по мнению некоторых специалистов, Марта гораздо лучше справлялась с написанием репортажей, чем ее прославленный возлюбленный.
Оба они питали симпатию к социальной партии, бывшей тогда при власти, и их статьи были написаны именно с этой позиции.
1940 год был ознаменован официальным бракосочетанием пары. Они вместе вели свою репортерскую деятельность, побывав в Финляндии, Франции, Индонезии и Китае. В результате Марта и Эрнест приобрели репутацию блестящих военных корреспондентов.
Журналистка была музой влюбленного писателя, так как роман «По ком звонит колокол», принесший Эрнесту всемирную известность, был посвящен ей. После нескольких лет бродяжнической жизни супруги приобрели поместье и поселились в нем.
Хемингуэй и Геллхорн: борьба характеров
Семейному счастью знаменитой пары было не суждено продлиться долго. Страсти накалялись из-за нежелания Марты прогибаться под требования мужа: она не стала менять фамилию, вести домашнее хозяйство и следовать по стопам предыдущих жен и любовниц Эрнеста.
Смыслом жизни для журналистки была профессиональная деятельность, и ее решительные действия не находили поддержки у мужа. Она полностью погрузилась в работу, когда разразилась война: находилась в кабине самолета во время бомбардировки, участвовала в высадке союзников в Нормандии, наблюдала и освещала освобождение концентрационного лагеря Дахау.
Не выдержав постоянного отсутствия жены и ее жесткой позиции по поводу журналистики, Хемингуэй поставил ей ультиматум. Выбор Марты был не в пользу брака - она предпочла свободу и приключения. Однако навсегда осталась в тени известного писателя.
Дальнейшая карьера Марты Геллхорн
После окончания мировой войны журналистка принялась за освещение других военных конфликтов. Во второй половине XX века читатели газет и журналов воспринимали многие события именно глазами Марты.
Ужасы, которые творили фашисты, привели к тому, что писательница отстаивала права еврейского народа на собственное государство, а также писала о суде над нацистами.
Третий брак писательницы, с главным редактором «Таймс» Т. Мэттьюсом, был продолжительным, но оказался разорван Мартой после изобличения длительного романа ее мужа на стороне. Марта Геллхорн, личная жизнь которой была насыщенной, но довольно неудачной, окончательно разочаровалась в институте брака и больше не выходила замуж. Жизнь журналистки прервалась по ее воле в 1998 году: страдая от рака и будучи совершенно слепой, она приняла большую дозу лекарств.
Писательница и журналистка Марта Геллхорн, цитаты которой широко растиражированы и многократно перефразированы, стала своеобразным идолом для всех феминисток и независимых женщин. Наиболее известно ее высказывание о своем бывшем муже: "Я была писателем прежде, чем встретила его, и я была писателем в течение 45 лет после того. Почему я должна быть всего лишь сноской к чьей-то жизни?"