Джошуа Рейнольдс (1723–1792) на протяжении почти всего XVIII века разрабатывает и воплощает в жизнь принципы создания идеального портрета. К 45 годам он становится настолько признанным мастером и теоретиком искусства, что его избирают президентом Королевской академии. Джошуа Рейнольдс неустанно учится, приобретая знания в областях, далеких от живописи. Окончив в 51 год Оксфорд, он пишет свой портрет в мантии доктора права.
Джошуа Рейнольдс: биография
Джошуа был третьим ребенком преподобного Самуэля Рейнольдса из Плимптона, который работал в колледже. Старшая сестра отца, заметив способности и влечение мальчика к рисованию, оплачивала его обучение в мастерской портретиста Т. Гудсона в Лондоне, а затем в Италии. Виконт Кеппел, с которым он познакомился, предложил отправиться с ним в путешествие к Средиземному морю. По пути корабль посетил Лиссабон, Кадис, Алжир. Так Джошуа Рейнольдс попал в Рим. На начинающего художника решающее влияние оказали Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Веронезе, Корреджо и ван Дейк.
Первый портрет
Вернувшись в Англию в 1752 году через Флоренцию, Болонью и Париж, Джошуа Рейнольдс обосновывается в Лондоне. Его сестра Фрэнсис становится у него экономкой, а художник уже начал работу, которая сразу принесет ему большую известность. Он написал «Портрет адмирала Кеппела» в позе Аполлона Бельведерского (1753). Молодой адмирал красив и строен, а его портрет полон романтики.
Левую сторону окутывает густая тень, а справа под облачным светлым небом покачиваются на волнах моря корабли. Август Кеппел – само совершенство: правильные черты лица, красивый разлет бровей над большими глазами, прямой нос, губы, которые слегка тронула улыбка. Правую изящную руку он выбросил вперед, а второй придерживает эфес шпаги. Фигура не статична, а полна динамики. Август Кеппел изображен на фоне скал и волнующегося моря, с пенистыми гребнями волн. Поразительно красивы серебристо-розовые оттенки неба, отблески которого падают на жилет и камзол адмирала. Портрет так понравился, что незамедлительно стали приходить заказы.
Очаровательная куртизанка
Свободен и полон непринужденности, которую отмечает творчество мастера в шестидесятые годы, портрет Нелли О&rsquo-Брайен. Это одна из любимых моделей Рейнольдса.
В это время Нелли была возлюбленной виконта Болинброка, которому родила в 1764 году сына. Сидящая фигура молодой женщины изображена крупным планом. За ней расположены густые кусты, через которые проникают лучи солнца. Свет ложится бликами на фигуру модели и кудрявую белую собачку, которую она держит на руках, а лицо скрывается в тени шляпки. Именно оно – спокойное, приятное, доброжелательное – больше всего привлекает к себе внимание.
Клуб
Очень много работая и проводя время у себя в мастерской, Рейнольдс был все-таки общительным человеком. Чтобы встречаться с друзьями, заказчиками, интеллектуалами, военными и политическими деятелями, он в 1764 году основал клуб. Поначалу их было совсем немного, но туда входил и Шеридан, потом это элитарное общество разрослось до 35 человек. И на нынешний день на здании для его заседаний имеется мемориальная доска.
Королевская академия
Член Королевского общества искусств, живописец взялся за организацию Общества художников Великобритании, а в 1768-м стал президентом Королевской академии. В ней он читал лекции. Туда же приняли Уильяма Блейка, который яростно критиковал председателя. Это были очень разные люди – Уильям Блейк и Джошуа Рейнольдс. Произведения этих авторов даже по всем концепциям расходились в прямо противоположные стороны, не говоря уж о видении и отображении мира. Именно в эти годы Рейнольдс становится после смерти Аллана Рэмзи главным художником короля Георга III.
Расцвет творчества
К этому времени живописец-портретист почти отказался от аллегорий, и в создание образов он вкладывает душу. Он пишет портрет актрисы Сары Сиддонс в виде музы трагедии.
Решенный в золотисто-коричневых тонах, портрет показывает, как актриса, отдыхая в кресле, черпает вдохновение от предсказаний двух сивилл, стоящих за спиной модели по обеим сторонам кресла.
Он пишет заказной портрет капитана Джорджа Куссмайкера. Это произведение поражает своей красотой и исключительно тонкой работой.
Прислонившись спиной к дереву, в костюме для верховой езды стоит молодой капитан. Цвет его коня насыщенный, коричневый, говорит о хорошей выносливости животного. Поза коня - он практически обвивает дерево - изумляет. Недаром они позировали художнику 21 раз! Портрет необыкновенно эффектный и романтичный. Капитан заплатил за него немалые по тем временам деньги – 205 фунтов и 10 гиней за рамку.
Портрет «Леди Элизабет Делме с детьми» (1779)
Величественная молодая дама обнимает двоих детей. Рядом у ног сидит пушистая собачка. Композиционно они представляют классический треугольник, очень уравновешенную фигуру. Живописец в этом приеме ориентировался на «Мадонну с щеглом» Рафаэля. А задний план, выписанный в коричневых тонах, напоминает и Тициана, и даже Рембрандта.
Леди Делме элегантна и красива чисто английской красотой. Ее лицо имеет овальную форму, и глаза у нее с красивыми тяжелыми веками. Прическа дамы высоко поднята и слегка напудрена. Ее белое платье прикрывает атласный плащ цвета красной розы. В костюмчик такого же цвета одет малыш, а на девочке, как и на матери, платье белого цвета. Вся цветовая гамма картины строго сбалансирована. Эту работу можно назвать величественным групповым портретом. Этим методом также пользовался Джошуа Рейнольдс. Картины этого типа до некоторой степени льстят заказчикам, не отходя, однако, от правдивого изображения.
Исторические картины мастера слабее, чем его портреты. Но именно их по заказам Екатерины Великой и князя Потемкина пишет Джошуа Рейнольдс. Картины с названиями «Младенец Геракл, удушающий змей» (прославляет победы России), «Воздержанность Сципиона» (великодушие) и «Амур, развязывающий пояс Венеры» находятся в Эрмитаже.
Осень жизни
К 66 годам художник начал болеть. Он больше не видит одним глазом и прекращает работу. Любимая сестра (а Рейнольдс так и прожил холостяком) исполняет по-прежнему обязанности экономки. Лечение глаза при помощи кровопускания шло неудачно. Общее состояние художника только ухудшилось, и в результате он умер на 69-м году жизни.
В 1903 году ему был поставлен памятник во дворе Королевской академии.