Среди многочисленных образов Царицы Небесной икона «В скорбях и печалях утешение», фотографии которой представлены в этой статье, занимает особое место, несмотря на то что её оригинал не дошёл до наших дней, а в православных храмах представлены лишь копии. Эта святыня явилась даром, принесённым на российскую землю с древнего Афона, и здесь прославившимся явленными через неё чудесами.
Внешний вид оригинала святого образа
По сохранившимся спискам нетрудно составить представление о том, как выглядела икона «В скорбях и печалях утешение». Описание её можно найти также и в дошедших до нас документах. Это был небольших размеров трехстворчатый складень, в центре которого помещалось поясное изображение Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Им предстояли святой Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов.
Христос, держа в левой руке скипетр, правой благословлял всех, принявших его учение. В нижней части иконы, а также на боковых створках изображались фигуры святых, подвигами своими прославившие Господа. Именно этот богородичный образ вошёл в историю под названием «В скорбях и печалях утешение».
История иконы
Своими корнями она уходит в древнюю Византию. Икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» впервые упоминается в документах, относящихся к XVII веку. Известно, что она принадлежала константинопольскому патриарху Афанасию III, впоследствии канонизированному и причисленному к лику святых. Вместе с ним она впервые попала в Россию в 1653 году, откуда после его блаженной кончины перешла к одному из старцев афонского Ватопедского монастыря.
В давние времена патриарх Афанасий III проживал на святом Афоне, в Ватопедском монастыре. В 1849 году на месте, где находилась его келья, был открыт ставший известным впоследствии Свято-Андреевский скит, первый игумен которого, Виссарион, в качестве благословения получил от настоятеля обители эту икону, так как она была прежде келейным образом проживавшего здесь предстоятеля византийской церкви.
Первое явление иконы на святой Руси
В те годы сбором средств для святой обители, среди прочей братии, занимался и направленный с этой целью в Санкт-Петербург иеромонах Феодорит. Чтобы поддержать инока в этом трудном, но жизненно необходимом деле, ему была послана икона «В скорбях и печалях утешение», поскольку в монашеской жизни и тех, и других предостаточно.
В августе 1853 года она была отправлена морем в Одессу и далее почтой доставлена в Петербург. Видимо, в XIX веке почта России работала не лучше, чем в наши дни, потому что святой образ за время пути получил значительные повреждения. В городе на Неве он оставался в течение шести лет, сопутствуя иеромонаху Феодориту в исполнении его послушания и призывая на него благословение Царицы Небесной. Когда же в 1859 году тот вернулся на Афон, святой образ вновь оказался в обители.
Чудеса, явленные в Курской губернии
На этот раз лишь четыре года икона «В скорбях и печалях утешение» провела под греческим небом, и вновь её путь лежал в Россию, теперь в Курскую губернию, куда отправился иеромонах Паисий с той же целью, что и его предшественник Феодорит – сбора денежных средств для братии. Именно отсюда слава о чудесах, явленных через неё Царицей Небесной, разошлась во все концы страны.
Случаи исцелений, происшедших по молитвам, вознесённым Богородице перед её чудотворным образом, записывались в специальные книги, хранившиеся долгие годы для укрепления веры и благочестия в народе. Первый из них датируется 1863 годом. Случай сам по себе уникальный, а потому следует остановиться на нём подробнее.
Студент, поражённый немотой
Как явствует из церковной книги приходского храма села Кырмыж Вятского уезда, один студент вятского духовного училища, происходивший из весьма религиозной семьи, на паперти при входе в храм был остановлен странником, который попросил его передать некое сообщение отцу юноши, ставшему к тому времени иеромонахом.
Юноша по легкомыслию пренебрёг его просьбой. Вскоре в ночном видении он узрел трёх светозарных мужей, упрекнувших его в содеянном и посуливших скорое наказание. На следующее утро студент был поражён немотой. В течение шести лет он безмолвствовал. К тому времени их храм посетила икона «В скорбях и печалях утешение». Приложившись к ней по завершении молебна, молодой человек вдруг ощутил в языке некий жар и тотчас же обрёл дар речи.
Обилие чудес, явленных иконой
Этот поразительный случай был занесён в церковную книгу и заверен подписями многочисленных свидетелей. С этих пор чудеса обильно изливались на всех, кто с верой и надеждой приступал к святому образу. Перелистывая пожелтевшие от времени листы, мы узнаём о том, что в том же году, 20 октября, подобное чудо свершилось с женой местного дьячка Акулиной Фроловой, с детства страдавшей крайним косноязычием.
Спустя месяц здравие было даровано мещанину Савелию Ермакову, долгие годы прикованному к постели параличом ног, а буквально на следующий день была спасена умиравшая от родильной горячки молодая купчиха Елизавета Мартынова. Всех случаев, описанных в книге, не перечислить, а сколько их осталось неведомыми для потомков!
Дар святого Афона российской земле
Когда иеромонаху Паисию пришла пора возвращаться на Афон, чудотворная икона вместе с ним покинула калужскую землю. Святыня оставила в народе столь много воспоминаний о полученных через неё исцелениях, что на Святую гору посылались из России сотни писем с просьбой вернуть её хоть на короткое время.
В 1876 году, к великой радости россиян, икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» вновь появилась на нашей земле, привезённая в Ростов, а в 1890 году братия Свято-Андреевского скита приняла решение навсегда отправить её в Санкт-Петербург, где к тому времени было открыто афонское подворье. Сопровождать бесценный дар поручили будущему игумену скита иеромонаху Иосифу.
Дорога к Невским берегам
Весь путь святыни в город на Неве был обставлен с необычайной торжественностью. В Одессе по случаю её прибытия отслужили торжественный молебен в соборном храме, во время которого чудесным образом исцелились две бесноватые женщины. Далее путь иконы лежал в Ростов-на-Дону, где были также засвидетельствованы факты ниспосланной через неё на страждущих Божьей благодати.
Это же повторилось и далее, сначала в Новочеркасске, а затем в Москве, пока, наконец, святой образ не прибыл на подворье афонского монастыря в Петербурге, где его встречали колокольным звоном при стечении огромного числа богомольцев. На всём протяжении пути иеромонах Иосиф аккуратно заносил в тетрадь случаи исцелений, которые приносила молитва иконе «В скорбях и печалях утешение», не забывая при этом удостоверять их подписями свидетелей. Таких эпизодов им зафиксировано более двадцати.
Неусыпное моление перед иконой
Особое значение богородичная икона «В скорбях и печалях утешение» приобрела в годы Первой мировой войны. Сохранились сведения о том, что митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) в 1915 году повелел совершать перед ней неусыпное моление о ниспослании русскому воинству победы над врагом. Оно сопровождалось чтением акафиста, специально написанного для этого чудотворного образа, каждый икос которого завершается прошением об избавлении от зла и всех горестей, ведь для этого и была дарована людям икона «В скорбях и печалях утешение».
Акафист в полной мере выражает то значение, которое чудотворная икона имела для всех, кто прибегал к её помощи. Она была своего рода связующим звеном между Заступницей Небесной и родом человеческим, за грехи свои уязвленным скорбями и бедами. Молитва перед ней открывала возможность непосредственного общения с Божьей Матерью, неустанно молящейся о нас перед престолом Своего Сына.
Списки с чудотворной иконы
О том, где находится оригинал иконы в настоящее время, ничего не известно. По некоторым данным, её забрали с собой иноки афонского подворья, когда в 1929 году их насильственно переселяли из Ленинграда в посёлок Славянка, однако никаких подтверждений этому нет. Следы её теряются в водовороте событий тех лет. Сегодня все, кто желал бы вознести перед ней молитвы к Божьей Матери, могут найти в православных храмах лишь выполненные с неё списки, также наделённые силой чудотворения.
Среди них - копия, выполненная в 1863 году по распоряжению известного российского юриста и историка К. А. Неволина, получившего по молитве перед иконой исцеление от недуга. Она была украшена ризой, специально изготовленной мастерами Афона, и помещалась в Вятском Христорождественском монастыре. Через год при его же участии в Вятке появился ещё один чудотворный список с иконы, выполненный для Свято-Никольского собора.
Известно, что игуменья Преображенского женского монастыря в 1882 году по обету, данному ей Пресвятой Богородице, построила в честь этого святого образа собор в Вятке, в котором хранилась долгое время специально написанная для него икона «В скорбях и печалях утешение». Значение её благочестивого деяния выходит за рамки чисто религиозного акта. В тот год, когда в стране ещё не утихла скорбь по безвинно убиенному императору-освободителю Александру II, создание копии знаменитой иконы и возведение для неё храма во многом способствовали привнесению мира и спокойствия в гражданское общество.