Случилось вполне ожидаемое событие - ведущий изготовитель аналоговой записывающе-воспроизводящей аппаратуры, японский концерн Funai Electric, объявил о свертывании производства видеомагнитофонов. В конце июля будет выпущен последний экземпляр техники, поддерживающей домашний формат VHS. Удивительно даже не это событие, а то, что оно случилось только в этом году, а не раньше. Уходит целая эпоха. Кажется, совсем недавно «видаки» считались непременным атрибутом каждой квартиры, в которой проживали люди среднего достатка.
Как происходит моральное старение
Любое техническое изобретение переживает в своём развитии три основные фазы. Сначала его воспринимают как новшество, даже роскошь, которую не каждый может себе позволить. Затем оно становится предметом повседневного быта, обыденным атрибутом, без которого жить практически невозможно. А через более или менее длительный период времени появляется что-то другое, выполняющее те же функции, но куда лучше, и то, что когда-то казалось чем-то прогрессивно-революционным, безнадёжно устаревает. Так было с обычными магнитофонами, бобинными, кассетными и микрокассетными. Ушли в прошлое пейджеры, после того как читать сообщения отпала нужда. Проигрыватели виниловых грампластинок держались долго, более ста лет, и сегодня они тоже стоят в некоторых домах, а их хозяева утверждают, что получают при их прослушивании больше удовольствия, чем от «сухой цифры» (непременно с ударением на последнем слоге), лишённой обаятельного потрескивания и шипения. Вряд ли кассетные видеомагнитофоны VHS разделят эту славную судьбу, качество сигнала они действительно обеспечивают невысокое. Но и на свалке они тоже окажутся не все и не сразу.
Экономика производства
С экономической точки зрения производство видеомагнитофона уже давно невыгодно. Устройство это намного сложнее, чем, например, DVD-проигрыватель, оно металлоёмкое, настройка сложнее, требования к квалитету изготовления каждой детали очень высоки, иначе неизбежны сбои в работе лентопротяжного механизма, широко применяется ручной труд. Поэтому заявление руководства фирмы Funai Electric вызвало некоторую оторопь. Что, до сих пор делают? Так мало того, в прошлом году умудрились продать 750 тысяч аппаратов, что совсем не кажется маленьким тиражом для морально устаревшей техники. К тому же следует учитывать, что изготавливались эти видеомагнитофоны не в Китае, как большинство бытовой техники, а в Японии, где и труд стоит дороже, и налоги выше. То есть дешёвой эта техника быть не могла по определению, но кто-то её всё равно покупал. Правда, по сравнению с цифрой производства двадцатилетней давности, сегодняшний объем упал в двадцать раз.
Качество изображения
Чёткость цифровой «картинки» определяется количеством пикселей в каждом кадре, то есть точек, его составляющих. В аналоговой системе видеоизображения эта же роль отводится строкам. Для системы NTSC, принятой в США, Японии и нескольких других странах, эта цифра составляет 525. Несколько больше она у форматов PAL и SECAM - 625. Есть некоторые технические подробности, влияющие на другие трансляционные характеристики и схематические особенности разных телевизионных приёмников, но интересны они только специалистам, а рядовому потребителю важно то, как много горизонтальных «ниточек» составляют кадр, который он наблюдает на экране, именно это определяет степень его достоверности. Были даже планы внедрения телевидения высокой чёткости, с этим числом - от 1050 до 1250, но оно в силу дороговизны так и не получило широкого распространения. Так вот, видеомагнитофон формата VHS обеспечивает только 240 строк, и то при условии демонстрации записи самого высокого качества.
Самый сложный узел
Так же, как и аудиотехника, видеомагнитофоны эволюционировали в сторону компактности и удобства. Первоначально в рекордерах использовались бобины, в 70-е годы они казались настоящим чудом, и для бытовых нужд их могли приобретать только очень богатые люди. Тем не менее, именно на них был освоен главный принцип записи, а именно наклонно-строчный способ. Вращающийся барабан с несколькими магнитными головками обеспечивал высокую встречную скорость по отношению к движущейся ленте. Затем появились кассетные магнитофоны, с довольно сложной системой загрузки внутрь аппарата (сначала сверху, потом фронтальной), с последующим вытягиванием рабочего участка и совокупностью роликов, толкателей и направляющих элементов. Всё это обеспечивало захват ленты и обвивание её вокруг вращающегося блока головок. Затраты на производство этого непростого механизма составляли значительную часть себестоимости готового изделия.
Потребительские качества
Видеокассета тоже устроена довольно замысловато. Внутри неё находится своя система, обеспечивающая правильную вытяжку рабочего участка, обратную намотку после завершения просмотра, а сверху всё это прикрывается крышкой, препятствующей порче рабочей поверхности ленты. В случае неправильной работы происходило запутывание, практически всегда означавшее полную порчу изделия, кстати, недешёвого, особенно у нас в стране. Кассеты довольно объемны, примерно как средняя книга, и коллекционеры видеозаписей были вынуждены выделять для них целые шкафы. Конечно же, после появления видеодисков и DVD этот недостаток стал очевидным, особенно в совокупности с разницей в качестве изображения.
VHS в СССР
В конце восьмидесятых, когда видео проникло за «железный занавес», в Советском Союзе видеомагнитофон стоил примерно столько же, сколько не самый дорогой подержанный автомобиль, - несколько тысяч полновесных, хоть и «деревянных» рублей. Такую роскошь себе мало кто мог позволить, разве что высокопоставленные партийные чиновники, капитаны дальнего плавания, работники торговли и ещё несколько категорий населения, включая представителей верхушки криминального сообщества. За эту вещь запросто могли убить, а о простой краже (или грабеже) и говорить нечего. Ею гордились, посмотреть заграничное кино приходили в гости, и не с пустыми руками. Популярность «Эммануэлей», «Смоковниц» и прочих эротических драм была немыслимой. Народ жадно накинулся на ранее запретный плод. Ещё в ходу были гонконгские боевики с каратэ и военные фильмы про бравых американских вояк. Кое-кто рисковал смотреть картины поострее, но за это сажали без всяких долгих разговоров.
Предприятие на тумбочке
Заплатив сумасшедшие деньги, человек предприимчивый в СССР, как правило, в накладе не оставался. В условиях зарождавшегося «кооперативного» рынка видеомагнитофон представлял собой классическое средство производства, в самом что ни на есть марксистском понимании. Примитивный аналог кинозала с дешёвыми старыми стульями и телевизором, снабжённым самодельным декодером (иностранный приёмник стоил вообще космических денег), обеспечивал очень неплохой доход, которым, впрочем, нужно было делиться с «братками» и сотрудниками проверяющих организаций, но это не отпугивало предпринимателей. А еще, купив второй «видак», можно было тиражировать «шедевры» без всякой лицензии, благо записи технически защитить от дублирования невозможно. Некоторые из современных крупных состояний уходят своими корнями в эти видеосалоны и видеотеки…
Неужели всё?
Да, по своим потребительским качествам аналоговая видеоаппаратура безнадёжно уступает цифровым средствам воспроизведения. Но это не значит, что её следует полностью списывать со счёта. К примеру, юристы предпочитают эти устаревшие видеомагнитофоны хотя бы потому, что записи, сделанные на них, практически невозможно редактировать, а любая экспертиза выявит подделку. Принцип работы накопительного устройства на базе ленты также не канул в Лету, он позволяет хранить колоссальные объемы цифровой информации. К примеру, компания Sony выпустила «архивную» кассету на 185 терабайт, правда, доступ к нужному участку требует долгой перемотки.
Но в общем и целом видеомагнитофоны, конечно, уже не так популярны. Их массово утилизируют, извлекая драгметаллы, которых, правда, совсем мало использовано при производстве. Оцифровка домашних видеоархивов стала распространённым бизнесом, и спрос на эту услугу довольно высок. Это тоже рынок, а значит - чья-то занятость, зарплаты, налоги …