Популярная теория стигматизации возникла в XX веке. Ее сторонники считают, что в обществе существует распространенный механизм навешивания ярлыков на определенные социальные группы. С помощью него большинство осуждает те или иные отклонения от общепризнанного нормального поведения.
Основы теории
Причины данного явления кроются в конфликтах людей между собой. Теория стигматизации гласит, что большинство определяет нормы, а нарушителей этих норм наделяет ярлыком (стигмой). Люди, не соблюдающие общепринятые правила поведения, считаются девиантами (отклонившимися).
Теория стигматизации сформировалась благодаря трудам нескольких всемирно известных социологов: Эдвина Лемерта, Говарда Беккера и Кая Эриксона. Все они принадлежали к одному поколению ученых, работавших в первой половине XX столетия. Также большой вклад в развитие теории внес Эрвинг Гоффман. Ключевой особенностью этого учения является идея о том, что отрицательных по своей природе поступков не существует. Внутреннее содержание никак не влияет на оценку. Отрицательное отношение зависит только от тех норм, которые свободно принимает само общество.
Первичная девиация
В социологии принята точка зрения, согласно которой нет «нормальных» и «ненормальных» людей. Более того, каждому человеку свойственно девиантное поведение в какой-нибудь определенной сфере. Поэтому не существует и людей с патологиями. Кто-то нарушает правила дорожного движения, кто-то не доплачивает налоги, кто-то хулиганит во время футбольных матчей.
Теория стигматизации выделяет так называемую первичную девиацию. Это те нарушения общественных норм, которые ускользают из-под внимания правоохранителей из-за своей несерьезности и обыденности. Более того, оценка «хороший», «плохой» поступок зависит от множества мелочей. Например, в некоторых обществах женщинам непозволительно делать то, что можно делать мужчине, в то время как в других странах таких ограничений нет. Также часто девиантное поведение определяется, согласно массовым стереотипам. Например, во многих странах мужчин критикуют за женоподобный вид и имидж, хотя где-то подобное поведение никак не возбраняется. Критерий «хороший», «плохой» связан с социальным окружением человека. Только от нравов живущих рядом людей зависит, последует ли за то или иное поведение критика.
Вторичная девиация
Навешивание большинством на человека ярлыка влечет для него заметные последствия. В ответ на реакцию общества возникает вторичное девиантное поведение. Человек, получивший ярлык, становится для окружающих наркоманом, преступником, бездельником и т. д. Этот статус подавляет любые другие индивидуальные свойства личности. Люди, долгое время прожившие в качестве заклейменных, начинают строить всю свою жизнь на основе этой характеристики.
Теория стигматизации также объясняет типичное поведение тех, кто оказался в девиантной группе. Каждый день чувствовать на себе критику остального общества – огромный стресс. От людей с негативным ярлыком часто отворачиваются друзья, знакомые и даже родные. Подобная критическая ситуация испытывает все социальные навыки личности. Что может сделать человек в таком положении? Как правило, он объединяется в девиантную группу с такими же людьми.
Стигматизация и криминал
Очень ярко принцип сплачивания работает в преступном мире. Люди, оказавшиеся в данной среде, почти всегда становятся членами огромной группы, противопоставляющей себя остальному социуму.
Основываясь на данной закономерности, некоторые исследователи считают, что рост преступности отчасти происходит и потому что общество клеймит преступников, отторгает их в уголовную нишу и тем самым не дает попавшим в тюрьму вернуться в нормальную жизнь. Теория стигматизации в криминологии сегодня имеет множество сторонников. Интересно, что схожее правило приводит к появлению молодежных субкультур и контркультур.
Жизнь с ярлыком
Групповая деятельность стигматизированных людей может принимать самые разные формы. Но во всех них есть общий похожий объединяющий стимул – желание найти товарищей по несчастью. Это могут быть хорошо организованные и даже пользующиеся поддержкой государства и социальных служб клубы инвалидов, престарелых, людей, страдающих от ожирения и т. д.
Некоторые из этих кружков могут развиться в нечто большее. Например, во многих странах существуют собственные общенациональные общества анонимных алкоголиков. Они не просто объединяют людей, пытающихся бороться со своими вредными привычками. Такие общества предлагают своим членам целую доктрину – новый образ жизни, необходимый для того, чтобы вернуть свою жизнь в нормальное русло.
Стигматизация в социологии может происходить и по национальному признаку. В таком случае люди часто объединяются по принципу соседства. В крупных городах появляются небольшие национальные районы, большая часть населения которых состоит в той или иной диаспоре.
«Понимающие»
Часто социальная стигматизация приводит к тому, что навязанная идентичность человека может не совпадать с идентичностью истинной. Данное расхождение оставляет на личности негативный отпечаток. Такой асоциальный человек может ожидать поддержки только от двух групп людей. Первая – это те, кому приходится жить с такой же стигмой. О них речь шла выше.
Но есть и вторая группа. Это так называемые «понимающие». Такие люди считаются «нормальными», общество относится к ним как к своим. Однако они не хотят навешивать ярлыки на «прокаженных». Наоборот, «понимающие» относятся к носителям стигмы с симпатией. С ними человек, страдающий от своего недостатка, может чувствовать себя комфортно. «Понимающие» не стыдят и не заставляют отверженного остальным обществом контролировать себя.
Контакты с девиантами
Явление «понимающих» особенно заинтересовало Эрвинга Гоффмана. Он подробно описал данный тип человеческого отношения в своей книге «Стигма». Согласно его предположению, для того чтобы сблизиться с маргиналом, обычному человеку необходимо пережить серьезное потрясение – что-то такое, что позволило бы ему взглянуть на окружающих непривычным для себя взглядом.
Стигматизированные с трудом идут на контакт с людьми из чужого круга. Например, «плохой» ребенок, изгнанный из компаний сверстников, скорее всего, будет огрызаться на попытки установить с ним какие-либо отношения. Это естественная психологическая защита от окружающей по большей части враждебной среды. Каждый асоциальный человек со временем теряет свою коммуникабельность. Постепенно ему все сложнее находить с людьми общий язык. Поэтому даже дружелюбно настроенному индивиду придется некоторое время ждать и стараться показать свою искренность. И только после этого ему удастся заручиться доверием стигматизированного.
Идеи Томаса Шеффа
Идея стигматизации была одной из основных в научном творчестве Томаса Шеффа. Его главный тезис – общество устанавливает над своими членами социальный контроль, главными инструментами которого являются санкции против отклонившихся от общепринятой нормы. Шефф продолжил изыскания своих предшественников. На него заметно повлияла теория стигматизации Беккера.
В то же время Шефф изучал явление навешивания ярлыков со своего собственного ракурса. До этого он много исследовал проблему психических заболеваний и их перехода в межличностное пространство. По сути, Шефф связал психологию и социологию.
Остаточное отклонение
В творчестве Томаса Шеффа теория стигматизации переросла в теорию остаточного отклонения. Ее автор считал, что многие психические заболевания – результат социальной реакции и выбора человека. Такое спорное заявление – один из постулатов критической социальной теории. Идея Шеффа появилась после переосмысления общественных норм.
Современная культура отличается тем, что все люди внутри одного культурного пространства должны разделять приблизительно одинаковый образ мыслей. Данные нормы закрепляются в поведении человека еще в детстве посредством воспитания. Для того чтобы сделать малыша социально адаптированным, родители прививают ему все те взгляды и привычки, которые считаются необходимыми для полноценной жизни в обществе. «Плохой» ребенок может отказываться признавать эти ориентиры, и тогда он оказывается вне круга общения ровесников. Точно такой же принцип работает и со взрослыми.
Природа отклонений
В своих книгах и статьях Шефф подчеркивал, что психическое заболевание – это лишь отражение акта выбора ценностей. И сегодня эта идея имеет множество противников. Шефф отказался признавать психическое здоровье физическим фактом. То есть «ненормальность» - такой же осознанный выбор, как и привычка здороваться со знакомыми людьми.
Создатель резонансной теории обращал особое внимание на важность в социальных манипуляциях эмоционального фактора. Например, дети постоянно сталкиваются с несоответствием того, что они хотят, и того, что им разрешают и запрещают. Их способом выразить свое недовольство является плач. Постепенно детям приходится принимать те стандарты поведения, которые им прививают родители.
У девиаций есть свои четкие границы, которые отделяют ее от нормы. Для того чтобы поддерживать это соотношение, общество постоянно напоминает самому себе о том, что такое хорошо, а что такое плохо. К примеру, на телевидении и в газетах постоянно присутствуют упоминания о кражах, убийствах и других преступлениях. Людям каждый день напоминают о порочности криминала и ответственности за нарушение законов.
В то же время некоторые социологи сегодня пытаются доказать, что общество вольно или невольно сохраняет отклонения, создавая для них плодородную почву. Например, тюрьмы не помогают человеку отказаться от своего девиантного поведения. Напротив, преступник находит в местах заключения удобную среду обитания, которая служит в качестве места сплочения людей из криминального мира.
Стигматизация и эмоции
У взрослых в качестве эмоций по отношению к стигматизации выступают гордость и стыд. Эти естественные реакции являются ответом на социальные санкции. В данном случае речь идет невербальных повседневных поощрениях и запретах. Санкции могут быть воображаемыми. Регуляторы стыда и гордости у человека включаются и в тот момент, когда он находится один и не является объектом прямой критики общества.
Стыд порождает еще одну эмоцию – гнев. Циркуляция двух этих чувств идет в три стадии. Сначала происходит разрушение социальной связи, затем наступает нарушение коммуникации и, наконец, все это заканчивается конфликтом между людьми. Многие специалисты сходятся во мнении, что эта закономерность является порочным кругом, из которого невозможно выбраться, не изменив собственного поведения. При этом острое чувство стыда нередко блокирует возможность восстановить социальную связь «нормальных» и стигматизированных. Часто оно запускает реакцию отчуждения.
Угнетенное состояние девианта
При стигматизации у человека, получившего ярлык, часто возникает депрессия. Ее корень кроется в отсутствии надежных социальных связей. У больного депрессией человека эти важные для полноценной жизни контакты разрушены. Данное состояние возникает как логическое продолжение отчуждения стигматизированных от остального общества.
Основополагающим чувством отверженного человека, как правило, является именно стыд, а не гнев или горе. Типичными чертами поведения становятся неуверенный мягкий голос, избегание зрительного контакта, тревожность, медлительность и самообвинения.