В тот день, 17 ноября 2013 года, в аэропорту Казани ничего не предвещало катастрофы. Все наземные службы работали в штатном режиме и готовились принять Boeing-737, выполнявший рейс U9-363 и завершавший свой перелёт из Москвы. Но судьба распорядилась иначе. В 19 час. 23 мин. по Московскому времени, пикируя под критическим для него углом, самолёт врезался во взлётно-посадочную полосу. Трагедия унесла жизни всех пятидесяти человек, находившихся в тот момент на его борту.
Вопросы, не получившие ответа
Катастрофа самолета в Казани подробно изучалась следственной комиссией, куда вошли представители Межгосударственного авиационного комитета, Росавиации и ряда других ведомств. Из их материалов стали известны подробности случившегося. В декабре 2015 года увидел свет составленный ими официальный документ под названием «Окончательный отчёт».
Однако у специалистов и широкой общественности катастрофа в Казани оставила много вопросов, не нашедших ответа в этом документе, а там, где отсутствует конкретная информация, как известно, появляются слухи и домыслы. Попытаемся на основании известных нам материалов восстановить картину трагедии, произошедшей пасмурным ноябрьским вечером 2013 года в аэропорту столицы Татарстана.
Обречённый рейс
В тот день, оторвавшись в 18 час. 25 мин. от взлётно-посадочной полосы международного аэропорта Домодедово, Boeing-737 взял курс на Казань. На его борту, кроме членов экипажа, среди которых были два пилота и четыре стюардессы, находились сорок четыре пассажира. Особенно хочется отметить, что катастрофа в Казани унесла жизни нескольких достаточно известных лиц, летевших этим рейсом. В их числе - руководитель республиканской ФСБ А. Антонов, сын президента Татарстана И. Минниханов, известная шахматистка Г. Рашитова, а также родственники комментатора телеканала «Россия-2» Р. Скворцова.
Сам авиалайнер, обслуживавший в тот день рейс 363, успел повидать на своём веку немало. Впервые он поднялся в небо в 1990 году и за двадцать три года службы, поработал в семи международных компаниях. Прежде чем стать собственностью Татарстана, он послужил в гражданской авиации Болгарии, Ирландии, Бразилии, Уганды и Франции. Случалось ветерану бывать и в экстремальных ситуациях. Однажды у него отказали шасси, и пилоты посадили его на «брюхо». В другой раз произошла разгерметизация салона.
Видео: Расшифрован черный ящик Боинга 737 упавшего в Казани
Пилоты, поднявшие самолёт в небо
Когда следственная комиссия подробно изучила личные дела пилотов, управлявших самолётом в тот злополучный день, она констатировала их явно недостаточную квалификацию. Из материалов дела следует, что командир корабля Рустем Салихов, проработав в авиакомпании «Татарстан» более двадцати лет, тем не менее за штурвалом самолёта Boeing-737 был новичком.
Прежде он летал в качестве штурмана и переподготовку проходил в ликвидированном к тому времени учебном центре. У следствия вызвала большое сомнение лицензия, полученная этим центром, равно как и законность получения Салиховым свидетельства пилота коммерческой авиации.
Его напарник второй пилот В. Гуцул - проработав в компании пять лет, лишь в 2011 году сел за штурвал Boeing-737. Прежде он выполнял обязанности бортмеханика, и так же, как и командир, не имел достаточного лётного опыта.
Нештатная ситуация на борту
Аэропорт Казани встретил пребывающий лайнер слабым дождём со снегом и слоисто-кучевыми облаками. Однако видимость была не менее десяти километров, что позволяло осуществлять визуальный режим контроля. Выполняя при скорости 250 км/час обычный заход на посадку и на расстоянии примерно 500 метров от начала взлётно-посадочной полосы, командир корабля сообщил на землю о возникновении нештатной ситуации на борту. По его словам, самолёт находился во «внепосадочном» положении, отклонившись вправо от оси трассы на четыре километра.
Видео: Крушение Казанского Боинга: Расшифрованы Черные Ящики. 2013
Эта информация полностью совпадала с данными, полученными диспетчером аэропорта на основании показаний приборов. Заход на посадку производился в автоматическом режиме. Казанский аэропорт был оборудован новейшей электронной системой наведения самолётов на ось посадочной полосы, и что послужило причиной отклонения, осталось невыясненным. Возможно, лайнер был снесён в сторону сильным порывом ветра.
Создавшиеся обстоятельства требовали захода на второй круг. Этот манёвр был выполнен в автоматическом режиме с использованием системы TOGA, специально предназначенной для помощи пилотам в нештатных ситуациях и выводящей самолёт при помощи находящегося на земле маяка в посадочное положение. Разворот был успешно выполнен, но по его завершении случилось то, в результате чего и произошла катастрофа самолета в Казани.
Переход на ручное управление
В своём отчёте Межгосударственный авиационный комитет отмечал, что при выходе на посадку управление самолётом осуществлялось в ручном режиме. Как поясняют сами лётчики, знакомые с управлением борта Boeing-737, подобное заключение означает, что в момент завершения разворота второй пилот взялся руками за штурвал, отключив при этом автопилот, который выводил машину на нужную высоту.
Как свидетельствует проведенное расследование катастрофы в Казани, вначале его действия были правильны и соответствовали выполняемому манёвру. Как показали впоследствии бортовые самописцы, извлечённые после аварии из чёрного ящика, лайнер вышел в режим, близкий к взлётному. Его закрылки были переведены в соответственное положение и начался набор высоты, необходимой для продолжения манёвра. И вот на этом этапе произошёл роковой сбой, следствием которого стала катастрофа в Казани 2013 года.
Вероятная ошибка пилота
Очевидно, ввиду ошибки пилота нос самолёта задрался резко вверх и достиг критического для Boeing-737 угла в 25°. Он начал набор высоты, но при этом положении машины создавалось сильное сопротивление встречному потоку воздуха, что повлекло за собой падение скорости с 278 км/час до 231 км/час.
Забегая вперёд, нужно сказать, что, по мнению экспертов, именно в этот момент была пройдена роковая точка невозврата. Потеряв скорость, самолёт пошёл в «сваливание», а учитывая, что высота была в тот момент крайне мала для выхода из пике 700 метров, спасти его было уже невозможно.
Экипаж предпринял действия по уменьшению угла полёта и вручную, используя возможности рулевых колонок, попытался перевести лайнер в режим снижения. Но, потеряв необходимую скорость, самолёт начал резко заваливаться в пике и устремился к земле, двигаясь под углом 70°. Это падение продолжалось около двадцати секунд, после чего он на скорости 450 км/час почти вертикально врезался во взлётно-посадочную полосу.
Первые минуты после катастрофы
Звук оглушительного взрыва был слышен за несколько километров. На ликвидации последовавшего затем пожара экстренные службы аэропорта трудились до утра. Лишь когда огонь был полностью погашен, к работе приступили представители следственных органов. То, что они, увидели повергло их в шок. В момент аварии скорость была настолько высока, что ни у кого из находившихся в самолёте людей не оставалось шансов на спасение. Катастрофа в Казани превратила многотонную машину в бесформенные обломки, разбросанные на значительном расстоянии. Вперемешку валялись искрошенные куски фюзеляжа, кресел, багажа и человеческих тел…
Ужас охватил тех, кто в этот день приехал в аэропорт встречать своих друзей и близких. В первые минуты никто из них не мог поверить в реальность случившегося. Для большинства последней надеждой была вероятность того, что произошла ошибка в списке пассажиров, и их родных не было на борту. Вся республика была солидарна с теми, кто потерял своих родственников и друзей. В те дни в российских и зарубежных СМИ самыми повторяемыми были слова: «катастрофа», «Казань», «Boeing».
К чести водителей такси нужно сказать, что в этот вечер они не повысили плату за проезд, воспользовавшись случаем. Более того, повесили на лобовых стёклах своих машин таблички с надписью: «В город бесплатно» и возили так всех, кому срочно требовалось попасть в Казань катастрофа 17 ноября объединила людей. В связи с этим не хочется вспоминать, как повели себя их московские коллеги в 2014 году, когда произошло крушение в столичном метро.
Начало следствия
Одной из важнейших задач следственных органов был розыск «чёрных ящиков» автоматических бортовых самописцев, содержащих в себе все параметры полёта и переговоры пилотов перед катастрофой в Казани. Вскоре среди обломков самолёта удалось найти параметрический самописец, фиксировавший всю работу механизмов и электронного оборудования.
Он оказался в повреждённом состоянии, но тем не менее представлял большой интерес для следствия. Его срочно отправили в Москву, где расшифровкой его данных занялись специалисты Межгосударственного авиационного комитета. Больших трудов стоило обнаружить речевой регистратор и услышать голоса пилотов за считанные мгновения до смерти.
Вызывает недоумение тот факт, что впоследствии не все переговоры пилотов стали достоянием общественности. Большая их часть по решению того же комитета осталась неопубликованной. Это сразу породило слухи о том, что, возможно, в кабине пилотов в момент аварии находился кто-то из VIP-персон, летящих этим рейсом, и, как следствие этого, возникали подозрения не послужили ли его самоуправные действия причиной возникновения нештатной ситуации. Вполне обычная история результатом замалчивания являются домыслы.
Результаты расшифровки «чёрных ящиков»
В ожидании результатов расшифровки данных, хранимых «чёрными ящиками», были тщательно изучены записи камер внутреннего наблюдения аэропорта. Они запечатлели последние мгновения лайнера. Положение его сигнальных огней и иллюминаторов со всей очевидностью говорило о том, что в момент катастрофы он был практически в вертикальном положении. Следствию предстояло выяснить причины, спровоцировавшие его к этому. Ответ на вопрос могли дать только бортовые самописцы.
Уже через два дня из Москвы поступили предварительные результаты. Однако расшифровка «черного ящика», ответив на часть поставленных вопросов, породила новые. Параметрические данные свидетельствовали о том, что экипаж, совершая заход на посадку, был вынужден пойти на второй круг, но какие причины помешали им выполнить это действие с первого раза, осталось невыясненным. Для обоих пилотов аэропорт Казани являлся местом их постоянной работы и, разумеется, был досконально изучен. Что же произошло в этот раз?
Вызывающей недоумение была информация, свидетельствовавшая о полном бездействии экипажа как во время резкого набора высоты, закончившегося губительной для самолёта потерей скорости, так и в период его пикирования, а точнее, почти вертикального падения, длившегося двадцать секунд.
Ответ на этот вопрос не дало даже подробное изучение медицинских карт пилотов и результатов пройденных ими психологических тестов. Во всяком случае, медики утверждают, что вести себя столь неадекватно на протяжении всего периода смертельного пике, длившегося, как уже сказано, двадцать секунд, они могли или оказавшись в состоянии неконтролируемой паники, или находясь в полном ступоре.
Подписание окончательного отчёта следственной комиссии
Поскольку расшифровка «чёрного ящика» так и не дала ответ на вопрос о причинах катастрофы, повлекшей за собой гибель большого количества людей, к работе были привлечены специалисты корпорации Boeing, занимавшиеся разработкой этого самолёта. Им на помощь пришли представители французской компании-производителя двигателей, которыми оснащались лайнеры этой модели.
Сформированная из них подкомиссия проработала до 16 сентября 2014 года и единогласно дала заключение о том, что в момент аварии самолёт был в исправном состоянии. Признаков отказа авиационной техники не удалось обнаружить ни в записях средств объективного контроля, то есть самописцев, ни в сохранившихся фрагментах узлов и агрегатов разбившегося лайнера.
В апреле 2015 года все члены следственной комиссии поставили свои подписи под проектом окончательного отчёта. Замечаний этот документ не вызвал ни у кого, включая официального представителя "Росавиации". Он был согласован также с представителями всех стран, принимавших участие в работе комиссии. В их числе были: Америка, Франция, Великобритания и Бермуды.
Особое мнение представителя "Росавиации"
Но уже через два месяца такая общность мнений была нарушена. Свою подпись под документом неожиданно отозвал представитель "Росавиации". По мотивам, неясным для остальных членов комиссии, это ведомство вернулось к прежней версии причин, по которым произошла катастрофа в Казани, а именно отказ системы управления рулями высоты. Их позицию было невозможно объяснить, так как мировая практика свидетельствует о безотказности работы этих элементов, и до сих пор не было зарегистрировано ни одного случая их отказа.
Это их заявление имело неожиданные последствия. Руководство Межгосударственного авиационного комитета издало постановление, в соответствии с которым на всей территории страны приостанавливалась эксплуатация самолётов марки Boeing-737. Однако "Росавиация" и тут проявила строптивость она просто проигнорировала распоряжение вышестоящей организации, и лайнеры этой модели продолжали летать как ни в чём не бывало.
Проблемы с подготовкой лётного состава
На протяжении всего периода следствия в поле зрения прокуратуры находился генеральный директор авиакомпании «Татарстан» В. Портнов. На него ложилась ответственность за то, что он, как лётный директор компании, допустил к управлению пассажирским авиалайнером его командира Рустема Салихова, который, по мнению следствия, не имел к тому законных оснований. В ноябре 2015 года с В. Портнова была взята подписка о невыезде.
Катастрофа (737) в Казани заставила обратить пристальное внимание на общий уровень подготовки лётного состава компании. Оказалось, что за последние годы, ввиду материальных затруднений, которые испытывал «Татарстан», не было возможности направить достаточные средства на поддержание профессионального уровня лётчиков. Кстати, эта же проблема стоит перед многими зарубежными авиаперевозчиками. Как следует из сообщений европейских СМИ, ряд компаний признались в том, что из-за бюджетных ограничений были вынуждены сократить часы тренировки пилотов.
Точка в этом деле была поставлена за неделю до наступления нового, 2016 года, когда Межгосударственный авиационный комитет опубликовал текст окончательной редакции результатов расследования. Катастрофа в Казани, причины которой указывались в документе, по мнению его составителей, явилась следствием как технической неисправности самолёта, о чём заявил в особом мнении представитель "Росавиации", так и недостаточной профессиональной подготовленности пилотов.
Страховые выплаты семьям погибших
В соответствии с законом самолёт, его экипаж и все находившиеся на борту пассажиры были застрахованы. В результате происшедшей катастрофы страховой компанией производились соответствующие выплаты. Из них 580 млн рублей за самолёт и по 100 000 рублей за смерть каждого члена экипажа. Семьи пассажиров этого рейса, а их было сорок четыре человека, получили от страховой компании по 2,025 млн рублей.
Общий размер выплат составил 9,5 млн долларов. Надо заметить, что эти суммы ниже тех, которые должны были получить родные погибших членов экипажа, и родственники некоторых из них заявили о своём намерении подать в суд на авиакомпанию «Татарстан» в связи с низкими страховыми выплатами. То же относится и к родным пассажиров, для которых этот рейс оказался последним в жизни. Полученные ими компенсации явно занижены.
Статистика, наводящая на размышления
Подводя итог всему вышесказанному, нельзя не затронуть вопрос о проблемах, переживаемых Российской гражданской авиацией в целом, проявлением которых стала катастрофа в Казани. Пилоты других отечественных авиаперевозчиков, которых в нашей стране насчитывается около ста двадцати двух, находятся в том же положении, что и их коллеги из «Татарстана». Профессиональный уровень и безопасность пассажиров зависят от финансирования учебного процесса, а эту сферу деятельности компаний весьма сложно контролировать.
Статистика аварий, происшедших на гражданских авиалиниях за последние годы, не добавляет оптимизма. Согласно имеющимся данным, на долю России приходится примерно 15% процентов погибших во всех авиакатастрофах мира. Если учесть, что российский пассажиропоток составляет лишь 2,8% от мирового, то это количество смертельных случаев заставляет задуматься об уровне обеспечения безопасности полётов. В рамках общих проблем следует рассматривать и авиационные происшествия в Татарстане, которых было немало за всю историю отечественной гражданской авиации.