Аристократка Марфа Борецкая стала последней посадницей Новгорода. Она возглавила борьбу горожан против московского князя Ивана III, который все-таки подчинил себе древнюю республику и сделал ее частью единого Русского государства.
Личность Марфы
Посадница Марфа Борецкая была родом из боярской семьи. Ее дата рождения точно не известна, сведений о детских и юношеских годах также не сохранилось. Она попала в летописи в качестве жены новгородского посадника Исаака Борецкого, от которого и получила фамилию. Муж скончался во второй половине 50-х годов XV века (последняя информация о нем датируется 1456 годом). Он оставил своей жене много денег и земли. Все эти ресурсы позволили Марфе стать одной из самых влиятельных фигур в общественной жизни Новгорода.
В истории эта женщина известна как «посадница», однако Борецкая никогда формально не имела такого титула. Это было лишь насмешливое прозвище, данное ей москвичами, которые ненавидели ее как принципиального врага. Тем не менее можно точно сказать, что Марфа была де-факто правительницей Великого Новгорода с 1471 по 1478 год. Этот были последние дни независимости республики, когда она боролась с Москвой за суверенитет.
Известность в Новгороде
Впервые Марфа Борецкая заявила о себе как о важной политической фигуре, когда в 1470 году проходили выборы местного архиепископа. Она поддержала Пимена (и пыталась отстоять его кандидатуру с помощью золота), однако в итоге был выбран ставленник Москвы – Феофил. Кроме того, новый архиепископ должен был быть посвящен в столице Ивана III, а не в Киеве, как это всегда бывало прежде.
Марфа не смогла простить такой обиды, и с этого момента начала устанавливать контакты с литовской партией в Новгороде. Это политическое движение выступало за сближение города с великим князем из Вильнюса, а не московским правителем. Подобная позиция противоречила тем условиям, которые были согласованы во время подписания Яжелбицкого мира.
Эта бумага была подписана в 1456 году (еще при отце Ивана III - Василии Темном). Договор устанавливал зависимость Новгорода от Москвы при формальном сохранении старых институтов и порядков (вече, титул посадника и т. д.). Условия худо-бедно исполнялись уже на протяжении многих лет. Это был компромисс между мощным влиянием Москвы на все русские земли и старым республиканским строем Новгорода.
Видео: Н. М. Карамзин " К соловью".
Сторонница Польши
Марфа Борецкая решилась пойти против установившихся порядков. Именно она возглавила боярскую оппозицию против Ивана III и искала поддержки у польского короля Казимира IV (Польша и Литва существовали в рамках заключенной между собой унии). Марфа на собственные деньги отправила к зарубежному монарху посольство, прося у него принять Новгород в качестве автономии в свои владения. Условия были согласованы, и в город прибыл наместник – Михаил Олелькович. Эти события привели в ярость Ивана III. В 1471 году он объявил Новгороду войну.
Подготовка к войне
До того как отправить войско на север, Иван попытался урегулировать конфликт с помощью дипломатии. Он обратился к помощи авторитетного посредника в лице Церкви. Московский митрополит отправился в Новгород, где упрекнул его жителей и Марфу в предательстве Москвы. Также он убеждал отказаться от унии с католическим государством. Подобный поступок можно было расценивать как отход от православия.
Чем знаменита Марфа Борецкая? Своей непримиримостью. Она отказалась идти на уступки противнику. Узнав об этом, Иван III объявил крестовый поход против католического засилья в православном Новгороде. Такой лозунг позволил ему собрать немало сторонников, в том числе псковитян, устюжан и вятичей, которые в другой ситуации могли бы отказать Москве в помощи. Войско вышло в поход даже несмотря на то, что польский наместник Михаил Олелькович покинул берега Волхова и уехал в Киев.
Характеристика Марфы Борецкой заключалась еще и в том, что она не опускала руки в моменты страшной опасности. В Новгороде также было собрано войско. Его организация не прошла без участия Марфы. Кроме того, ее сын Дмитрий, бывший тогда формальным посадником, сам оказался в армии.
Видео: Война Новгорода против Швеции. ИгР 103
Шелонская битва
Московская армия под руководством знаменитых воевод Даниила Холмского и Федора Пестрого захватила и сожгла важную крепость Русу. После этого успеха дружина остановилась, чтобы дождаться подкрепления из Пскова. В то же время дополнительные московские полки соединились с тверским отрядом и также направились на север.
Видео: "Конфедерация ирокезов перед семилетней войной и их взаимоотношения с делаварами", Степкин А. (2015)
Новгородское войско включало в себя 40 тысяч человек. Оно направилось в сторону Пскова, чтобы не дать его армии объединиться с Холмским. Московский воевода догадался о планах противника и двинулся ему наперерез. 14 июля 1471 года Холмский внезапной атакой ударил по не ожидавшему его новгородскому войску. Сражение это известно в историографии как Шелонская битва (по названию реки). Холмский имел под своим началом вдвое меньше человек, чем новгородцы, однако его ошеломительный удар определил итог противостояния.
Погибли тысячи новгородцев. Сын Марфы – Дмитрий Борецкий – был захвачен в плен и вскоре казнен за измену. Поражение сделало неизбежной участь Новгорода.
Коростынский мир
Вскоре был заключен Коростынский мир (11 августа 1471 года). По его условиям, Новгород попадал в еще большую зависимость от Москвы. Так, его правительство должно было подчиняться великому князю в вопросах внешней политики. Это было важным нововведением, так как отнимало у новгородцев возможность иметь какие-либо дипломатические контакты с Польшей и Литвой. Также великому князю Московскому теперь подчинялся городской суд. Кроме того, церковь Новгорода становилась неотъемлемой частью единой митрополии. Главный орган местного самоуправления – Вече – больше не мог выносить решения самостоятельно. Все его грамоты заверялись великим князем, а на бумагах ставились московские печати.
Тем не менее в Новгороде сохранялись декоративные признаки старого порядка, когда здесь еще господствовала республика. Великий князь не тронул Марфу, она осталась на родине. Огромные уступки Москвы не поменяли ее планов. Она все еще мечтала о том, чтобы избавиться от зависимости от Ивана III. Но на некоторое время между сторонами воцарился хрупкий мир.
Упразднение новгородской независимости
В Москве знали о том, что против Ивана строит козни боярская новгородская верхушка и лично Марфа Борецкая. Посадница продолжала пытаться наладить контакты с Казимиром, несмотря на казнь собственного сына и поражение в войне. Иван Васильевич на некоторое время закрыл глаза на то, что происходит на севере, так как у него было множество других забот - например, трудные отношения с татарами.
Однако в 1478 году князь, наконец, освободился от других забот и решил покончить с новгородской вольницей. В город пришли московские войска. При этом никакого организованного серьезного сопротивления так и не возникло. Согласно приказу Ивана III, боярыня Марфа Борецкая лишалась всех своих земель и должна была отправиться в Нижний Новгород и стать монахиней в тамошнем монастыре. Были уничтожены основные символы свободы Новгорода: отменено вече, увезен вечевой колокол. Кроме того, Иван выслал из города всех бояр, которые были заподозрены в неприятии его власти. Большую их часть поселили в Москве – поближе к Кремлю, где их влияние было сведено на нет. В Новгород же отправились верные Ивану Васильевичу люди, которые заняли основные посты и смогли мирно сделать его частью объединенного русского государства.
Судьба Марфы
Марфа Борецкая, биография которой как политика закончилась, действительно оказалась в монастыре. В постриге она приняла имя Марии. Бывшая аристократка скончалась в 1503 году в Зачатьевской обители, который с XIX века стал называться Крестовоздвиженским. Образ Марфы Борецкой сразу стал неотъемлемой частью русского фольклора. Летописцы часто сравнивали эту женщину с другими важными политическими фигурами слабого пола – Элией Евдоксией и Иродиарой.