Едва ли кто из современных театралов не слышал имени Константин Богомолов. Он прославился скандальными злободневными постановками и ультрасовременным прочтением классики. Это тот самый случай, когда идут не на спектакль, а на режиссера: чем на этот раз он попытается эпатировать зрителей. За 14 лет театральной карьеры Богомолов поставил более 30 спектаклей: «Карамазовы», «Отцы и дети», «Чайка», «Гаргантюа и Патагрюэль», «Лир», «Ифигения в Авлиде» и многие другие. Кроме того, Константин Богомолов – режиссер фильмов-спектаклей «Волки и овцы», «Идеальный муж. Комедия». Как можно увидеть, большинство его постановок основаны на классических произведениях – от Чехова до Еврипида, но зрелище на сцене будет сильно отличаться от спокойной классики.
Биография Константина Богомолова
Режиссер родился в Москве в июле 1975 года в семье кинокритиков. Мало кто знает, что Богомолов пробовал себя на поэтической стезе. Он занимался в литературной студии «Кипарисовый ларец», основанной известной советской писательницей Ольгой Татариновой. Его стихотворения даже были напечатаны: в журнале «Мы», сборниках «Семнадцатое эхо» и «Вавилон».
После окончания гимназии в 1992 году, литературное образование было решено продолжить на филологическом факультете МГУ. Затем вместо учебы в аспирантуре молодой человек поступает в ГИТИС и успешно заканчивает его в 2003. После этого широкой публике стал известен Богомолов – режиссер. Спектакль «Много шума из ничего» принес ему первую награду: он стал лауреатом престижной театральной премии «Чайка». Дальше были премии «Живого театра», Олега Табакова и Олега Янковского. С «Золотой маской» Богомолову везло меньше. Режиссер номинировался с 2010 года со спектаклями «Старший сын», «Wonderland-80», «Лир», «Год, когда я не родился», «Идеальный муж. Комедия», но до сих пор получил только «Приз критики».
Долгое время Богомолов работал помощником режиссера в МХТ. 9 спектаклей он поставил для Театра Олега Табакова. Режиссер сотрудничал с театром имени Пушкина, Театром Наций, театром имени Маяковского. Он также работал за границей: в Польше и Латвии. На 2016 год Богомолов – режиссер театра «Ленком» (с 2014).
«Ифигения в Авлиде» (2005)
В фойе Театрального центра «На Страстном» поставил один из своих первых спектаклей Константин Богомолов. Режиссер придал новое звучание произведению Еврипида. Из классической трагедии получилось нечто вроде камерной психологической драмы в антураже гангстерских фильмов. Критика отнеслась к этой идее весьма скептически. Дело даже не в том, что жвачка и глянцевые журналы в руках актеров неуместны для древнегреческой трагедии, а то, что их использование было ничем не оправдано. Никаких новых смыслов Богомолов на этот раз не открыл, а просто вывел персонажей покрасоваться в модных костюмах – «бедненьких, но чистеньких».
«Много шума из ничего» (2007)
Комедию Шекспира Богомолов поставил в Театре на Малой Бронной. После первых режиссерских работ критика повесила на него ярлык интеллигентного мальчика из приличной семьи, но этим спектаклем ему удалось встряхнуть классический театр. В Италию времен Второй мировой поместил свою труппу Богомолов. Режиссер выстроил весь спектакль на контрастах: смешное и мрачное, лирическое и зловещее, стихи и проза. Впрочем, полностью избавиться от статуса начинающего режиссера, подающего надежды, здесь Богомолов еще не смог: слишком увлекся незначительными декоративными деталями и выразительными средствами.
«Wonderland – 80» (2010)
Автобиографической прозе Довлатова Богомолов придал пикантность кэрролловского абсурда. Не каждый режиссер отважится скрестить этих писателей в одном спектакле. Советский быт приобретает сюрреалистичный привкус, когда на сцену выходит Белый кролик в форме сотрудника КГБ. Слегка безумные персонажи, живущие «в обратную сторону», не могут ни вырваться, ни изменить эпоху застоя, и обречены на вечное нисхождение. Не только Кэрролла и Довлатова, но и две культуры – современную и недавно ушедшую – сталкивает в своем спектакле Богомолов. Режиссер выступил здесь как более зрелый мастер, за что и был номинирован на «Золотую маску» в 2011 году. С «Wonderland – 80» и началась слава Богомолова–скандалиста.
Карамазовы (2013)
«Карамазовы» – один из самых нашумевших спектаклей, которые поставил Богомолов. Режиссер перевернул классическое произведение с ног на голову, не только переместив героев в современные реалии, но и выведя на передний план детективную линию вместо философско-религиозных поисков. Если предыдущие работы Богомолова были нелинейны и фрагментарны в лучших традициях постмодернизма, то здесь оригинальный сюжет и диалоги режиссерские доработки мало затронули. Несмотря на это, «Карамазовы» - не тот спектакль, на который стоит вести школьников, чтобы показать классику в иллюстрациях.
«Чайка» (2014)
В этом спектакле действие также разворачивается строго по чеховскому тексту с небольшими режиссерскими ремарками. Декорации минималистичны. Одна из главных находок – большой экран посредине сцены, который расставляет акценты. На нем зритель видит то восторженный взгляд Нины Заречной, то тревожное лицо Маши, то напряженный жест, который задает интонацию. Впечатляет трансформация образа Заречной: если в первом действии она предстает полной жизни цветущей девушкой, то во втором на сцену выходит высохшая старушка, из которой жизнь выпила все силы. Как и предыдущие спектакли, «Чайка» стала неожиданностью: именно тем, что спектакль не шокировал, зато шокировал публику Богомолов. Режиссер подчинил все простому и строгому чеховскому повествованию.
«Князь» (2016)
Постановка по «Идиоту» Достоевского – одна из последних режиссерских работ Богомолова. Вновь спектакль сопровождает скандал, вновь зрители поднимаются, не дождавшись конца действия, и уходят из зала. Таков уж творческий метод Богомолова – эпатаж. На сцене появляется персонаж Тьмышкин, которого представляет сам режиссер: компиляция Мышкина и Ставрогина. И вновь зрителя здесь ожидает постмодернистский коллаж: Богомолов цитирует не только «Идиота», но и «Карамазовых», и «Бесов», и Набокова, и Манна. Богомолов исследует классическое произведение и предлагает зрителю разгадать этот ребус и найти в нем свои смыслы.
Понятно и без детального анализа спектаклей, что Константин Богомолов – режиссер не для всех. Но тем, кому классические постановки Малого театра давно приелись, его провокационные выпады, скорее всего, понравятся. Можно любить его или критиковать, но скучать точно не придется. Спектакли режиссера Богомолова – это каждый раз неожиданность. Приятная или не очень – все зависит от точки зрения. Как бы то ни было, без Богомолова, совершенно не оправдывающего свою фамилию, современный русский театр представить уже сложно.