Всем писателям хочется создавать масштабные прозаические полотна, никто заранее не соглашается на обсуждение в своих произведениях незначительных проблем. Другими словами, большинство пишущих людей жаждут «величия замысла».
Но иногда труднее всего написать рассказ или роман о самом простом, например, о любви (юношеской или родительской) так, чтобы это было не пошло, не банально, а, наоборот, захватывало дух. Рассказ (в том числе и краткое содержание) Шолохова «Чужая кровь» говорит о том, что нашему классику это вполне удалось.
Трагедия как прелюдия к истории безответной родительской любви
В фокусе внимания автора – дед Гаврила. Он все время находится в ожидании чуда: прихода своего сына с гражданской войны 1917 года. Он не верит в то, что сын пропал в огне человеческой бойни. Не верит в это и его жена. Родители все время ждут сына и надеются, попутно готовя ему гардероб.
Жена деда надеется на чудесное спасение сына, а сам старик, если и верит, то только в глубине своего сердца. Бессонница, которая мучает его каждую ночь, шепчет что-то в одряхлевшее от времени ухо, но нет у деда сил услышать голос тишины.
В беспрестанном ожидании проходит вся жизнь стариков, пока домой (в станицу на Дону) не приезжает сослуживец Петра (сына престарелых родителей) Прохор. Он сообщает им, что Петро находится теперь не на земле, а под землей. Его больше нет. Можно представить, что тут началось: старуха начала выть, а дед Гаврила молча снес удар, основная доля его переживаний обычно приходилась на ночное время, так случилось и в этот раз. Безусловно, это эмоциональный момент рассказа (что также передает и краткое содержание) Шолохова «Чужая кровь».
Бог посылает старикам еще одного названного сына
Времена были тяжелые. Стояла зима. По колхозам ходили посланники новой власти и отбирали у населения хлеб под эгидой антикризисной меры – продразверстки. Именно по этой причине во дворе главного героя повествования появилось трое молодых людей и председатель с ними, и они потребовали у деда отдать весь тот хлеб, который у него есть. Дед какое-то время спорил с посланцами советской власти. Когда уже дед сдался и направил стопы к дому и не только направил, но и почти дошел до него, у гумна словно из-под земли вырос всадник на коне с винтовкой и расстрелял «продотрядников» и председателя.
Бог не вернул старикам сына, но подарил еще одного. Прошло какое-то время после происшествия, и дед Гаврила решил посмотреть, как там застреленные. Удивительное дело, но один из них все еще дышал. Дед оказался перед трудным выбором: либо дать замерзнуть выжившему мальчику (ему было не больше 19 лет), либо презреть идеологические и моральные расхождения (во-первых, дед был «белым», а во-вторых, советская власть убила его сына) и спасти фактически еще ребенка.
Вот такую вот моральную дилемму ставит перед своим героем в цикле «Донские рассказы» Шолохов. «Чужая кровь» - чрезвычайно в этом отношении сильное произведение с хорошо описанными характерами персонажей.
Отеческие чувства (любовь) побеждают ненависть, и Гаврила забирает подстреленного юношу домой. Своим поступком он очень пугает жену. Та думает, что дед сошел с ума и приволок в дом труп. Сочинение (и его краткое содержание) Шолохова «Чужая кровь» - довольно страшное в этом моменте, если, конечно, не знать, что мальчик на самом деле выжил. Мальчик спасен.
Надежды на замену сына не оправдались
Жена Гаврилы сидела у постели мальчика и день и ночь, когда она уставала, ее заменял дед. Они отнеслись к жертве эха гражданской войны как к родному человеку. Через какое-то время парень пришел в себя и поведал старикам детали своей биографии. Зовут его Николай. Он убежденный коммунист, работал всю жизнь на заводе, что на Урале стоит. Он сирота. Есть сыны полка, а он был сыном завода.
Дед Гаврила и его жена пожалели мальчика, даже несмотря на то, что он был коммунистом, причем убежденным. И предложили ему остаться у них, правда, сказали, что звать его будут теперь Петро в честь их погибшего сына. Николай согласился и на смену имени, и на временную побывку у стариков. «Новоиспеченный Петро» решил задержаться у них до осени, пока совсем не окрепнет.
Через 3 месяца своего пребывания в избушке у стариков Николай пришел в себя, начал ходить. Ранения повредили одну руку, но он все равно помогал по хозяйству. Родители не могли нарадоваться на своего названного сына. В этом моменте дает какую-то надежду читателю на положительный исход истории Шолохов. «Чужая кровь», правда, в дальнейшем опровергает эти ожидания.
Печальный, но закономерный конец
Так не могло продолжаться вечно. Прежняя жизнь Николая не могла просто пропасть, как снег весной. Однажды, ближе к осени, старикам напомнили: Николай совсем не Петро, и у него есть свои задачи и обязательства перед обществом и самим собой. Пришло письмо от уральских коллег Николая. Они звали его обратно домой, в родные цеха.
Юноша после этого письма потерял покой и сон. Он мучился. Не знал, как поступить. У него все же была совесть. Он не мог подвести мужиков с завода, но не мог и бросить стариков.
Дед Гаврила за прошедшее с ранения время сильно привязался к мальчику, но понимал, что его надо отпустить. Николай должен помочь своим. Дед только надеялся, что хотя бы один из его сыновей к нему все-таки когда-нибудь вернется.
На такой грустной ноте заканчивается произведение из цикла «Донские рассказы». Произведение (не может этого скрыть и краткое содержание) Шолохова «Чужая кровь» - замечательный представитель этой череды историй, объединенных одним названием.